Предчувствие передела
Обвал продаж, состоявшийся на загородном рынке в январе и феврале 2015 года, отразился на планах девелоперов: одни решили свернуть проекты и переждать, другие, напротив, ринулись в бой за покупателя, чтобы отвоевать долю рынка. Пока неясно, чьи настроения перевесят.
По данным Бюро аналитики по рынку недвижимости, в январе и феврале количество сделок резко сократилось. В январе участники информационного обмена заключили всего 59 сделок, в феврале – 79. Годом ранее январь принес 103 договора, а февраль - 148. Напомним, что начало 2014-го тоже было весьма нехарактерным для загородного рынка: всплеск продаж в январе и феврале тогда был спровоцирован патриотическими настроениями (победа в Сочи, «Крымнаш»). Тем не менее показатели первых месяцев 2015-го – самые низкие за всю историю наблюдений (то есть за последние пять лет).
«Особенно контрастно эти цифры выглядят на фоне рекордных продаж последнего месяца 2014 года, когда в статистике информобмена наблюдался нехарактерный всплеск спроса. Тогда за месяц было заключено 163 сделки, а обычно декабрьские продажи находятся примерно на одном уровне с январскими и февральскими», - отмечает руководитель Бюро аналитики по рынку недвижимости Дмитрий Сперанский.
Соответственно, в полтора-два раза сократилась и выручка застройщиков. В январе девелоперы, участвующие в информобмене, заработали 148 млн рублей, в феврале – 263 млн. В январе 2014-го этот показатель составил 289 млн рублей, в феврале – 326 млн.
Сделок с коттеджами никогда не было особенно много, но теперь они и вовсе стали редкостью: два дома продано в январе и четыре в феврале.
Число реализуемых таун-хаусов по сравнению с прошлым годом также сократилось в разы: 14 сделок прошло в январе и 15 – в феврале. Меньше всего пострадали продажи участков без подряда: такие объекты продаются лишь в полтора раза хуже, чем год назад (43 участка в январе и 60 – в феврале).
Средняя цена сотки в феврале подросла до 189 000 рублей. Рост спровоцировали несколько крупных сделок в проектах «Охтинский парк» и «Гармония».
На двукратное снижение сделок застройщики реагируют по-разному. Специалисты Бюро аналитики расспросили представителей 40 компаний о дальнейших планах.
Оказалось, что 12 из них решили временно прекратить любую активность по продажам, рекламе и продвижению. Они значительно урезали рекламный бюджет (или вовсе его упразднили), сократили сотрудников, отказались от вывода новых проектов. Еще 11 компаний, хотя и понимают всю серьезность ситуации, намерены усилить свое влияние на рынке. При этом, они, конечно, оптимизируют и перераспределяют затраты на рекламу (как правило, за счет печати фирменных папок-ручек-календарей), но в целом готовятся увеличить бюджет на продвижение, выводить новые проекты, активно продавать имеющиеся поселки. Остальные компании пока не намерены ничего менять в своей работе.
Примечательно, что особенным спросом стала пользоваться аналитика. Компании тратят силы на сбор собственной информации, при этом покупают для сверки данные других консалтинговых служб.
Мнения экспертов:
Алексей Баринов, коммерческий директор компании «Айдадом»:
- Снижение спроса в феврале вполне ожидаемо. Тем не менее оно не превысило критической отметки и составило не более 20% по статистике продаж в нашей компании. Оценивать ситуацию на рынке пока рано: март и апрель покажут, чего ждать от этого года. Мы рассчитываем выдержать плановые показатели, в том числе за счет вывода новых проектов и новых очередей строительства в существующих поселках.
Сергей Муканаев, совладелец поселка «Балаково»:
- Мы видим на примере нашего проекта и проектов наших коллег, что покупатели сегодня осторожничают, не торопятся заключать договоры. Нет причин опускать руки. Мы оцениваем наши шансы распродать последние дома в поселке «Балаково» как высокие: в непростой экономической ситуации готовые дома будут пользоваться спросом. Поэтому мы активизировали рекламу и продвижение проекта. А также рассматриваем целесообразность введения нового предложения – домов с полной чистовой отделкой.
Евгений Айтжанов, генеральный директор «АТС Малиновка - управление дачными поселками»:
- Покупатели все чаще интересуются, можем ли мы обещать обратный выкуп участка. Впервые подобные идеи прозвучали в ноябре 2014 года. Мы намерены двигаться за спросом, поэтому сейчас разрабатываем подобную услугу и в скором времени апробируем ее.
Дмитрий Новосельцев, председатель совета директоров «1-й Академии недвижимости»:
- Сегодня рассрочки становятся решающим двигателем продаж, поскольку в последнее время многие банки отказались выдавать ипотеку под участки. Поэтому мы начнем еще активнее использовать этот инструмент.
Справка об информационном обмене
Проект обмена информацией аккумулирует данные о сделках в 80 проектах загородной застройки.
Участники информобмена: НЖК-СПб, ГК «Стинком», «ПулЭкспресс Групп», ГК «Кивеннапа», «Ландскрона девелопмент», «БТК девелопмент», «Старт-Девелопмент», «Тимбер Продукт», Land Aspect, «Гарант-девелопмент», RusWoodHouse, «Изумрудная долина», «1-я Академия недвижимости», FD Group, ПАН, АТС «Малиновка», «ЕвроСтиль», «Северная недвижимость», «Русь: Новые Территории», «Факт», Etiсa Development, «Единство», «Олимп-2000», Landkey, «Сити 78», «Адвекон», «Нитис», Jensen Group, застройщики – частные лица.
Динамика продаж
|
Период |
участки |
коттеджи |
таун-хаузы |
|
январь 14 |
69 |
4 |
30 |
|
февраль |
79 |
15 |
54 |
|
март |
100 |
11 |
50 |
|
апрель |
116 |
13 |
58 |
|
май |
116 |
8 |
39 |
|
июнь |
99 |
5 |
35 |
|
июль |
123 |
4 |
30 |
|
август |
107 |
7 |
31 |
|
сентябрь |
96 |
6 |
25 |
|
октябрь |
101 |
8 |
17 |
|
ноябрь |
98 |
5 |
18 |
|
декабрь |
135 |
15 |
13 |
|
январь 15 |
43 |
2 |
14 |
|
февраль |
60 |
4 |
15 |
Данные БАРН по участникам информационного обмена
если понравилась статья - поделитесь: