19 марта 2023
1060
Никита Елисеев

Наказание

Как там у Шкловского? «Лето наступает внезапно, как немцы»... Вот и весна будет такой же – наступательной.

Мобильная версия для смартфонов и планшетов

Молодой шведский журналист, Стиг Дагерман, по заданию шведской газеты съездил в 1946 году в западную зону оккупации Германии. С 26 декабря 1946 по 28 апреля 1947 года его очерки печатались в газете.

В 1947-м были изданы отдельной книгой под названием «Немецкая осень». Книга пользуется заслуженным успехом, не раз переиздавалась. В 2023 году её перевели и издали в России.

Запаздывание нам привычно. Благодаря запаздыванию мы по-другому читаем припозднившуюся книгу, чем её современники.

Можем, например, оценить, насколько верны были прогнозы Дагермана относительно денацификации и послевоенного восстановления страны. Неверны на все сто процентов.

Дагерман полагал, что Германия настолько руинирована, что восстановить себя она не сможет, как бы ей ни помогали.

Дагерман полагал, что процесс денацификации бюрократизирован, часто несправедлив и целей своих он не достигнет. Судите сами, насколько был прав Дагерман.

С другой стороны, современный читатель (особенно, русский) не может не задаться вопросом: а может то, что появлялись такие книги с сочувствием к побежденным немцам, с рассказом о том, как им тяжело жить впроголодь в разбомбленных до остовов домах, и помогло, как восстановлению страны, так и её денацификации?

Вот Стиг Дагерман описывает процесс денацификации. Спор на этом процессе. Молодой денацифируемый человек (бывший член НСДАП) криком кричит: «А я в чём виноват? Когда я в партию вступил, все западные лидеры с Гитлером в дёсны жахались! Я фотографию видел. Папа Римский Гитлеру руку жмёт, а мне отвечать?»

 Дагерман с заметной неприязнью приводит шутку юриста, а мне нравится: «Знаете, у меня нет возможности прислать повестку в нашу комиссию Папе Римскому». И то – ты за себя ответь, на папу не кивай.

Но это я так думаю или чувствую, а Стиг Дагерман входит в положение молодого человека, даже в положение ещё одного денацифируемого эсесовца входит. А тот такой выдаёт аргумент: «А я что? Всех, у кого рост – метр восемьдесят и выше, в военкомате записывали в части СС.

Я что, виноват, что у меня такой рост?» В самом деле, за что тут наказывать? Выходит, есть за что...

Но не столько адвокатская, сколько сочувствующая позиция шведа симпатична, человечна.

 И потом он очень хорошо пишет. «Днём она (немецкая беженка из Будапешта – Н. Е.) помогает семье местного врача или гуляет по южному берегу Везера и скучает по Будапешту. Два раза она пыталась покончить с собой. Теперь весь дом ждёт третьего раза». Пушкинский стиль.

 

Дагерман Стиг. Немецкая осень. Пер. с швед. Н. А. Пресс. – Спб., 2023. – 256 с.

если понравилась новость - поделитесь:


Последних
новостей