Макияж для загородного рынка
Уроки медленного чтения: что выросло, а что упало в сегменте загородной недвижимости? Давайте разбираться в потоке позитивных публикаций.
Мобильная версия для смартфонов и планшетов
Популярный сбербанковский сервис «ДомКлик» заявил: «По всей стране произошел всплеск в предложении загородной недвижимости: суммарное количество объявлений о продаже выросло (за год) на 29%».
При этом Ленобласть – в тройке лидеров (после Башкортостана и Московской области): плюс 40,4%. В марте 2022-го было 14,6 тысяч объявлений (видимо, за год?), в феврале 2023-го – 20,5 тысяч.
Ну, допустим. Хотя, конечно, хотелось бы уточнить: а насколько за тот же год увеличилась популярность (и доля на рынке классифайдов) самого сервиса «ДомКлик»? Например, в сравнении с ЦИАНом и «Авито»? Уточнение было бы не лишним.
Далее. «Активизация собственников частных домов прежде всего связана с растущим интересом россиян к загородной недвижимости». Это уже надо переводить.
То есть: по мнению экспертов сервиса, интерес граждан продать что-то свое загородное обусловлен тем, что стало больше желающих купить? – Идея, по меньшей мере, спорная.
Вот у нас на петербургском вторичном рынке квартир на 40% за год увеличилось предложение, так ничего хорошего: цены на 6% упали, сроки экспозиции выросли чуть ли не до полугода.
«Укрепление рынка ИЖС также является тому подтверждением: в 2022 году он побил исторические рекорды по объемам введенного жилья и по количеству ипотечных сделок», - пишут аналитики «ДомКлик».
Уточняем: ввод – это в основном про дома, которые начинали строить годом ранее, то есть до февраля 2022-го. А потом стройка пошла на спад, и в ближайшие месяцы, опасаюсь, мы это уже увидим – цифры ввода, скорее всего, начнут снижаться.
Про ипотеку – чистая правда: растет. Именно в прошлом году банки и правительство ввели льготные программы для ИЖС. Но доля ипотеки пока не поднимается выше 7-10% в общем объеме загородных сделок.
«Спрос на загородные дома сохраняется на высоком уровне еще со времени пандемии», - пишет «ДомКлик». Дальше – про экологию и внутренний туризм. И это все правда. Спрос действительно выше, чем до ковида.
Но ниже, чем, скажем, был в 2021-м. Например, в коттеджных поселках Ленобласти девелоперы в 2021-м продали 767 готовых домов и участков с подрядом, в 2022-м – 540. На вторичном рынке загородных жилых домов, по данным Управления Росреестра по ЛО, на протяжении прошлого года продажи держались на уровне 2300-2500 сделок в месяц, в январе 2023-го – 1760, в феврале – 1753.
Неплохо (для зимы), но вряд ли стоит говорить о росте спроса. Скорее, наоборот: если спрос держится на прежнем уровне, а предложение выросло на 40,4% - это не к добру.
По ценам: по сведениям «ДомКлик», средняя стоимость предложения загородных домов в Ленобласти увеличилась на 11,3% и сейчас составляет 8,1 млн рублей.
Резюмируем: если цена на какой-либо товар в условиях плавного роста предложения и при умеренном спросе меняется в пределах официальной инфляции (12,2%) – это просто нормальный рынок. Снижение доходов еще не катастрофично, а санкции и импортозамещение (в отличие от авторынка, к примеру) здесь вообще не при чем.
Хотя и коллег из «ДомКлика» мы, конечно, можем понять. Сами ощущаем дефицит хороших новостей и позитивных тенденций. Кроме того, им ведь нужно продавать ипотеку…
Табл. 1. Динамика предложений на продажу загородной недвижимости, тыс. шт.
Регион |
март 2022 |
февраль 2023 |
Изм. |
РФ |
474,3 |
613,8 |
+ 29,4% |
Ленинградская обл. |
14,6 |
20,5 |
+ 40,4% |
Московская |
52,5 |
74,6 |
+ 42% |
Данные сервиса «ДомКлик»
Табл. 2. Динамика средних цен предложения (загородные дома), млн руб.
Регион |
март 2022 |
февраль 2023 |
Изм. |
РФ |
3,64 |
4,1 |
+ 12,7% |
Ленинградская обл. |
7,3 |
8,1 |
+ 11,3% |
Московская |
8,95 |
10,1 |
+ 12,8% |
Данные сервиса «ДомКлик»
если понравилась новость - поделитесь: