25 апреля 2022
1796
Дмитрий Синочкин

Понятно о неприятном: Наталья Зубаревич

«Пригород» продолжает публиковать экспертные оценки проявлений и последствий кризиса в экономике. Сегодня мы приводим выдержки из беседы «Форбс» с Натальей Зубаревич, специалистом по региональной экономике..

Мобильная версия для смартофонов и планшетов

«Масштабы изменений после начала СВО таковы, что справиться с этим полностью невозможно. Заявленный переход к мобилизационной экономике мне представляется убийственным для российской экономики.

Латать дыры, которые будут разрастаться день ото дня, - это занятие тяжелое, тоскливое. Мы сейчас видим только первые последствия в виде роста цен и девальвации.  

Это уже третья девальвация в России за последние 13 лет. Примерно каждые шесть-семь лет этот кирпич бьет по башке, и у жителей уже, видимо, есть некоторое привыкание: «Плавали, знаем».

Но сейчас будут развиваться процессы, про которые «не плавали» и «не знаем». И люди это по-честному почти не понимают, за исключением тех, кто работает на предприятиях, иностранные собственники которых уходят.

Это психологическая защита. Но желательно все-таки осознавать, что мы не сразу, не бегом, а шаг за шагом входим в очень мощный кризис. Кризис, типа которого в России никогда не было.

Давайте перейдем к главному - сектор услуг. В четырех его отраслях работают 20% занятых в стране. Это торговля, это авторемонт... Вы скажете: «Будем ремонтировать».

А компоненты, а запасные детали? Серый рынок наладят, но стоить это будет очень хорошо. Ввоз запасных частей огородами. Российский бизнес невероятно адаптивен. Но каковы будут издержки вот этого пути огородами, мы пока не понимаем.

 Третье — гостиницы. Столько бизнеса летать не будет, столько ездить в Москву тоже не очень получится, потому что с деньгами напряженка.

И четвертый сектор — общепит: бары, кафе, рестораны. Если у вас меньше денег в кошельке, вы, скорее всего, начнете экономить на этом. Пока все работает, пока люди еще медленно адаптируются к меняющейся ситуации. Их можно обвинять и в бессердечии, и в легкомысленности.

Я не буду, потому что человеку свойственно спасаться от меняющейся реальности иллюзиями, но предупредить о меняющейся реальности я их должна.

Самое печальное, что сильнее всего пострадают наиболее модернизированные производства - те, кто смог благодаря глобальной кооперации сдвинуться вперед и работать уже в технологически новом времени. По ним ударит сильнее всего.

 Это приведет к технологической отсталости, обеднению населения, усилению командных и мобилизационных форматов управления, переносу ответственности за происходящее на губернаторов, потому что им поручено рулить без полномочий и ресурсов.

Это глубокая провинциализация, усиление неэффективной вертикали и выживание бизнеса.

Когда встанет вопрос о росте безработицы, я просто вам могу сценарий рассказать. Первое: крупным и средним предприятиям под угрозой прокуратуры запретят увольнять. «Сажайте на неполную занятость» - это тренируется уже с 2009 года.

Три-четыре месяца можно посидеть на неполной занятости, платится немного, это снижает издержки бизнеса. А если вы совсем не продаете, вы за счет каких финансовых ресурсов будете платить вашим занятым даже эту зарплату?

Судя по ситуации, особенно в подсанкционных отраслях, это не вопрос трех месяцев. Это как минимум до конца 2022 года. Но государство будет под любыми прессингами заставлять бизнес брать часть издержек на себя.

Второе: государство будет еще жестче контролировать цены. То есть элемент рыночности будет сжиматься. Куча бизнесов будут сжиматься из-за сжатия платежеспособного спроса. При этом, если будут неплохие доходы от нефти в рублях — это еще один мой прогноз, — то в малом бизнесе рост в рублях будет.

Вполне возможно расширение программы зарплатных кредитов, которая работала в «ковидном» 2020 году. Но COVID-19 в острой фазе — это несколько месяцев. А то, что мы сейчас имеем, в формате «упал, отжался» не получается. Ресурсы государства не бесконечны.

...Сейчас есть что делать. Первое. Вокруг вас есть более слабые люди, это ваши дети, пожилые родственники, поэтому - поддержка, помощь, любовь, внимание. Это и вас будет поддерживать тоже, потому что вы помогаете тем, кому труднее.

Второе: не спорьте с теми, кто думает иначе. Сейчас бессмысленно, вы ничего сейчас этим людям не объясните. Поэтому общайтесь мягко-мягко. Сейчас самая главная проблема — это состояние голов российских граждан внутри страны.

Наша сейчас задача очень важная: потихоньку, очень спокойно объяснять последствия происходящего. Это единственный способ чуть-чуть до некоторых достучаться.

Какое-то время вам поможет держаться чувство большого российского патриотизма, но когда вы понимаете последствия принятых решений, формат патриотизма может немножко измениться.

 Когда в стране происходят такие тектонические изменения, которых абсолютно спокойно можно было избежать, надо людям это объяснять. Это задача не пропагандистская, это задача достучаться до сердца и головы...»

 

Полный текст интервью с Натальей Зубаревич, а также ссылку на видео на Ютьюбе см. на сайте журнала «Форбс».

 

если понравилась новость - поделитесь:


Последних
новостей