Прощание с бумагой

 

Журнал «Пригород» перестал выходить в бумажной версии. Октябрьский номер оказался последним. Теперь — только сайт.

Событие хотя и давно ожидаемое, а все равно жалко.

Но в нынешней ситуации продолжать выпуск цветного глянцевого журнала — экономическое самоубийство. Все совпало: цены на полиграфию, сокращение рекламных бюджетов, полный аут в распространении… И так долго продержались: первый номер вышел аж в марте 2006-го.

Однако не прощаемся. Отнюдь. Но приходится перестраивать график и голову. Раньше у нас как было: месяц собираем материалы в номер (колонка редактора традиционно писалась «на флажке», последней), неделю — на верстку и дизайн, и только потом, получив тираж, выкладывали тексты на сайт. Работали в ежемесячном цикле. Новостная лента была подспорьем: у всех так заведено, ну, и у нас тоже. В последние годы все перевернулось: теперь новостная лента и есть главное. А журнал — такая сувенирная фишка: на столик в офисе приятно положить, друзьям подарить и т.д. Запах свежей типографской краски, тактильное ощущение глянцевой бумаги… Вот это вот все.

Когда редакционный водитель привозил из типографии тираж, в тяжелых упаковках в оберточной бумаге была физическая конкретность. Мы это сделали. Без нас этого не было, а теперь есть.

Пиксели и лайки — совсем не то.

С минусами понятно, они в основном из области эмоций. Хороший был кусок жизни, но закончился. Этот маршрут, друзья, мы прошли вместе: от начала цивилизованного загородного рынка (в формате коттеджных поселков) и прямо до метавселенной, в уголке которой примостился наш сайт. Теперь начинается другой отрезок. Лучше или хуже — неважно, другой.

Читатели, полагаю, останутся. Раньше, конечно, больше встречались лично, на семинарах, конференциях и т.д.; кто-то просто заходил в офис — сначала на Измайловском, потом на Фонтанке: свежий номер забрать, заодно и поговорить. Теперь все больше по телефону или в мессенджерах. И поди знай: живой человек тебе пишет или бот недоделанный. Офиса теперь тоже нет. А редакция есть, но в виртуальном пространстве. Ну, это еще с пандемии повелось. Да и удобнее: налоговая соберется с проверкой приехать, а некуда.

В общем, меняемся в соответствии с духом времени. Может, даже с некоторым опозданием. Сфера недвижимости вообще консервативна и инерционна. Так, чтобы раз в пару лет менять модель дома или дизайн квартиры, потому что прежний вариант устарел, — этого у нас пока в заводе нет.

Что остается: информационный поток. Шутка ли: в этом году в России две трети нового жилья — частные дома! Материалы, проекты, проблемы локации, конфликты, юридические риски — все важно. А мы в этом море как раз ориентируемся, на уровне лоцмана. Но и тут сложности.

Наше дело (не терплю слово «миссия», режет слух), вот прямо начиная с 2006 года, — понимать, что происходит (на загородном рынке, в экономике и вообще) и внятно излагать. А последние несколько месяцев с изложением стало непросто. Либо под статью об экстремизме влетишь, либо под фейки, либо в иноагенты припишут. Пробовали как-нибудь говорить что-то осмысленное, не используя половину букв алфавита? Каша получится. Абракадабра. Можно, конечно, по примеру Пришвина, сосредоточиться на явлениях природы (и то — исключая дождь). А об остальном — умалчивать, как будто его вовсе нет. Но у фигуры умолчания есть границы. За которыми апосиопезис (гугл в помощь) становится голимым враньем.

Ну, не выйдет рассуждать об экономике, не учитывая санкции и исход западных компаний, мобилизацию 300 тысяч граждан и спешный отъезд вдвое большего количества, обещанный «перевод производства на военные рельсы» и ограничения на оборот валюты… Можно, конечно, по-детски прикрыть глаза ладошкой в надежде, что «все будет хорошо». Но куда деться от вопросов: когда именно это случится и — главное — с чего бы вдруг?

И с аудиторией есть некоторые сложности. Ранее предполагалось, что человек, который заработал денег и строит себе дом, в целом грамотен и наделен здравым смыслом. Но тут оказалось, что множество людей — и из числа наших читателей тоже! — убеждены в том, что все наши беды и трудности — от того, что в феврале, предварительно сговорившись, на нас коварно напали злобные страны НАТО. Ну, или почти напали, но мы их упредили. Как с этими убежденными разговаривать, пусть и на другие темы? На каком языке? Какие аргументы приводить, если у них вместо логики — вера, а сознание поделено на автономные отсеки?

Тем не менее: факты и цифры пока не отменены. Мы не будем рассуждать о причинах, но обязаны — о последствиях. О том, что можно потрогать, измерить и взвесить. Как недавно взвешивали в ладонях пачку журналов, только что со станка.

И на сайте мы оставим раздел «Номер», и будем придумывать обложки и содержание, чтобы сохранить ежемесячный цикл. И, кстати, эту колонку мне тоже придется придумывать, писать и публиковать каждый месяц. Из оставшихся в обиходе букв.

И, конечно, как никогда ранее нам нужна обратная связь: ваши письма, отклики, комментарии, подсказки по темам… «Пригород» — оазис здравого смысла. Мы с этого слогана начинали и не собираемся от него отказываться.

 

Как бы то ни было — самая длинная ночь года все-таки уже позади.

 

Удачи вам!

 

Архив номеров
Главный редактор
Синочкин Дмитрий