1493
0
Терентьева Анна

Девелоперы ставят на рост

Октябрьские продажи упали вдвое по сравнению с прошлым годом, и есть подозрения, что ноябрь будет не лучше. Провал спроса ставит перед девелоперами непростой выбор: сокращать активность или, напротив, наращивать. Многие выбирают второй вариант.

Согласно данным экспертного бюро «Сперанский», в октябре 110 поселков — участников информобмена подписали 94 сделки. Суммарная выручка — 188,2 млн рублей. Столь низкие показатели до сих пор встречались разве что в январе или феврале, но в середине осени такого не бывало… Для сравнения: в прошлом году на то же число проектов были оформлены 172 сделки на 335 млн рублей. Снижение по сделкам — 45%, по выручке — 44%.
Около 80% продаж приходится на участки без подряда: 75 договоров, 17 сделок — с таун-хаузами, две — с коттеджами.
Еще один антирекорд: средняя цена сотки упала до 111 000 рублей. С поправкой на инфляцию это самый низкий показатель за все время наблюдений. Средняя цена метра таун-хаузов оказалась непривычно высокой из-за дорогой секции, реализованной в проекте Ollila.
Как подмечают специалисты бюро «Сперанский», девелоперы ведут себя не так, как раньше. В предыдущие разы реакция застройщиков на сокращение числа покупателей была вполне типовой: уменьшали цены, сокращали отделы маркетинга, снижали рекламную активность. В некоторых случаях приостанавливали продажи на зимние месяцы. Иногда тяга к сокращению затрат доводила до того, что девелопер разгонял всех сотрудников, включая отдел продаж, и сокрушался, что доходы все не растут.
Сегодня подходы изменились. Все больше застройщиков стараются усилить направление маркетинга (понимая, что именно на этом поле разворачивается основная битва за покупателей). Обращаются за консультациями к сторонним специалистам, ищут новые технологии продаж и работоспособные идеи.
Судя по всему, девелоперы отказались от «ценовых войн». То ли снижаться уже некуда, то ли видят, что уменьшение стоимости лотов уже не вызывает автоматического роста продаж. Клиент стал осмотрительным, его надо убедить в качестве товара. На первый план выходят такие нематериальные активы, как репутация, известность марки и доверие граждан.
Цены предложения уже больше года практически стоят на месте. В частности, в третьем квартале 2016-го, согласно данным бюро «Сперанский», прибавка составила 0,5%, а кварталом ранее — 0,2%. Эти цифры характеризуют средние темпы удорожания ликвидного предложения. Чтобы вычислить этот показатель, специалисты бюро отобрали коттеджные поселки, где стабильно идут продажи (что говорит об обоснованности цен в этих проектах). Эти комплексы, на которые приходится абсолютное большинство продаж
в загородном сегменте, и служат ценовыми ориентирами, своеобразными «голубыми фишками». По ним замеряется средний темп удорожания или удешевления.
Не наблюдается и массового оттока рекламодателей. Объемы рекламных модулей в специализированных СМИ в последние месяцы не уменьшаются, в ноябре даже был отмечен рост на 4% по отношению к предыдущему месяцу. Заметно лишь, как происходит расслоение: некоторые компании резко наращивают объемы рекламы в ответ на снижение спроса, другие уменьшают эти вложения, постепенно сдавая позиции.
Замеры известности марки на последней «Ярмарке недвижимости» показывают, что компаний — старожилов рынка в сознании потенциальных покупателей уже нет совсем. Их место прочно заняли молодые агрессивные фирмы.

Сергей Краснощеков, руководитель отдела продаж
«Максимум Life Development»:
– Возможно, под конец года мы увидим дополнительные скидки и акции от компаний, которые попытаются таким образом подтянуть свои годовые показатели до нужных цифр. Дисконты могут быть в январе-феврале. Но к весне рынок вернется к ценам ноября. Мы не придерживаемся каких-то жестких правил по ценовой политике. Будем действовать
с оглядкой на коллег.

Сергей Балуев, директор по продажам

ГК «Факт»:
– Уверен, что «парада скидок» под Новый год не будет. Девелоперы уже и так вывели все предложение на разумный минимум. Если у кого и осталась возможность уступить несколько процентов, к взрывному росту продаж это не приведет. От зимних месяцев неразумно ждать хороших финансовых показателей. Сейчас идет подготовка к весеннему спросу. Кто лучше отработает зиму, соберет лучший урожай с приходом тепла.

 

Анна Лукьянчук, коммерческий директор

«Сити 78 загородная недвижимость»:

– Декабрь всегда был щедр на подарки от застройщиков. Обязательно будут специальные условия по цене на этот месяц, скидки и акции. Мы тоже предложим кое-что интересное, но не хотелось бы раскрывать карты раньше времени.

 

Динамика средней стоимости квадратного метра реализованных домовладений, тыс. руб.

 

 Период

Коттеджи

Таун-хаузы

Октябрь 2015

71,8

29,4

Ноябрь

53,4

24,8

Декабрь

27,0

29,1

Январь 2016

61,4

24,5

Февраль

76,7

29,4

Март

79,1

37,0

Апрель

108,2

28,6

Май

57,9

35,3

Июнь

77,1

30,0

Июль

57,4

25,8

Август

115,4

26,5

Сентябрь

49,6

32,1

Октябрь

67,7

44,4

 

Динамика средней стоимости сотки реализованных участков, тыс. руб.

 

Период

Цена

Октябрь 2015

139

Ноябрь

150

Декабрь

138

Январь 2016

139

Февраль

214

Март

165

Апрель

199

Май

131

Июнь

157

Июль

149

Август

121

Сентябрь

133

Октябрь

111

 

Данные экспертного бюро «Сперанский»

 

 

если понравилась статья - поделитесь: