2230
0
Гришин Игорь

Константин Цепелев: «Мир уличного освещения многообразен»

Наверное, многие убеждены, что лучшее освещение - естественное, но в наших широтах, за исключением короткого лета, его мало. И мы вынуждены использовать искусственный свет. Но о принципах его правильного выбора имеют представление немногие. Мы с Константином Цепелевым, коммерческим директором компании Artlight решили восполнить этот пробел и сегодня поговорим о наружном освещении загородных домов и участков.

- С чего лучше начинать, если вы решили сделать нормальное освещение дома, участка? Наверное, имеет смысл подумать о комплексном решении: общем освещении фасадов, входов, ландшафта?

- Культура работы со светом у нас в зачаточном состоянии, особенно с уличным. В Питере благодаря усилиям архитекторов все более-менее четко, грамотно. Если же  посмотреть  на Москву, то там – «новогодняя елка», при подлете к Москве видишь купол этого света, так называемого светового загрязнения.

Есть три определенных правила работы со светом – три кита светового дизайна: энергоэффективность, эргономический аспект, эстетическое восприятие. Если это удачно соединить, то получается хорошее светотехническое решение. Для загородных домов особенно важно, чтобы все было грамотно продуманно. Ничто не должно слепить  или светить не туда. Для каждой конкретной задачи необходимо тщательно продумать и выбрать светотехническое решение и соответствующие приборы, которые помогут это решение реализовать.  Как мы любим говорить, все решает свет. Уличная подсветка дома целесообразна со всех точек зрения. Во-первых, с октября-ноября подсветка - это безопасность, даже если надо просто пройти по дорожке от гаража к дому, не споткнувшись. Во-вторых, это элемент охраны. Можно запрограммировать систему на включение, так называемый режим имитации присутствия. В дом, который подсвечен, вряд ли полезут. Можно сделать дежурное освещение, и будут просматриваться подходы к дому, чтобы просто защитить участок. Организация освещения с  использованием современных светодиодных технологий может показаться, на первый взгляд, затратной, но с точки зрения долгосрочной эксплуатации и количества потребляемой энергии подобный подход весьма эффективен и экономичен. Конечно, лучше начинать с концепции. Нужно понимать, что хочется подсветить, на чем расставить акценты. Потом нужно решить, как это подсветить, чтобы добиться желаемого от фасадного и ландшафтного света. При этом, если на ландшафте мы поставим какие-либо мачты, не рассчитав их высоту, фонарь будет светить в окно, на проезжую часть - слепить водителя. Проще обратиться к профессионалу, который изначально подготовит определенный список вопросов, чтобы сформировать правильное понимание, что именно требуется в рамках данного проекта. Главная ошибка - не обращаться к специалистам. Лучше потратить деньги на проект архитектурной подсветки, но зато он будет грамотным, правильным и с уймой рекомендаций. Без профессиональной помощи практически всегда первый опыт в освещении оказывается весьма болезненным и в конечном счете затратным.

- У нас до сих пор люди даже на архитектурных проектах домов экономят.

- Да, даже на общественных городских, что уж говорить про жилые. Но нужно понимать, что хочется и какие задачи это будет выполнять. Можно прийти в специализированную компанию и сказать: «У меня есть дерево такой-то высоты, нужно его подсветить, подскажите, как». Потому что выбор мощностных характеристик, углов – это уже погружение в специализированную отрасль. В обычном магазине такой подсветки не купишь, там будут светильники на солнечных батареях. Их покупают те, кто не задумывается, зачем он это покупает, у кого нет денег и желания вкладываться в ландшафтную подсветку, но хочется чего-то. Единственный плюс - не надо проводку делать. Эти светильники служат год-два. Потом их выкидывают и покупают новые.

-Имеет смысл, насколько я понимаю, делать световой проект одновременно с ландшафтным?

- Да, потому что ландшафтные дизайнеры знают, что у них будет расти, как и где. Плюс ко всему они все перепады и опорные стенки проектируют. Лучше об этом думать сразу же. Причем важно понимать, что работа с уличным освещением сезонная, как и ландшафтный дизайн.

- Что еще можно было бы выделить? Ошибки, общие рекомендации?

- Ошибки происходят в основном от незнания оборудования. Это понятно и можно простить и ландшафтным дизайнерам, и конечным покупателям. Но пренебрежение нормами безопасности - это самое страшное.

Много проблем с установкой светильников. Основная проблема – соблюдение регламента. Даже в городе проблемы. Если пройти по Невскому, там половина светильников в воде лежит.

Следует помнить: если это загородный дом для постоянного проживания и если вы не планируете заниматься очисткой снега с дорожек, то светильники, которые вставлены в грунт, или низкие световые столбики, использовать нецелесообразно. Их просто заметет снегом Поэтому надо заведомо ставить высокие светильники либо регулярно очищать дорожки.

- Скоро Новый год. Есть ли особенности организации праздничной подсветки?

- Самое простое, самое понятное – это гирлянда. Если говорить о глобальных вопросах, связанных с архитектурной подсветкой, как один из сценариев можно запланировать цветное освещение. Это касается не только дома, это и ландшафта. Есть классическая схема освещения теплым или холодным белым светом, а можно делать RGB, цветное. Подсветки тоже делятся по стилистическим особенностям: классические схемы, апдауны, классика. Есть такие варианты: странное расположение светильников, световая графика, светотени. С ландшафтом проще: подсветка дорожек, елок, растений.

- А сколько стоит хорошая новогодняя или праздничная подсветка загородного участка?

- Есть «финский» эконом-вариант: бра возле входа, подсветка крыльца, какие-то столбики. Но это может выйти из строя, неэнергоэффективно, хотя и недорого. Но вообще хорошее качественное уличное освещение – недешевая вещь. И я клиентам говорю: «Если хотите, чтобы это работало долго и качественно, готовьтесь потратиться».

 

К сведению

Константин Цепелев. Профессиональный светотехник и светодизайнер, член ассоциации профессионального светового дизайна PLDA (professional lighting designers' association) и международной ассоциации светодизайна ILAD (affiliate of the international association of lighting designers). Среди его работ есть проекты освещения общественных и офисных помещений, зданий коммерческого назначения (торговые центры, магазины), помещений медицинского назначения, частных домов и квартир, клубов, кафе, концертных залов, музеев, выставочных павильонов и других объектов. Коммерческий директор компании светотехнических решений Artlight.

если понравилась статья - поделитесь:

декабрь 2015