2000
0
Денисов Роман

Дебют под парусом

Есть стереотип, что яхтинг – увлечение для богатых. Это не совсем так. Аренда парусников на европейских курортах становится все доступнее, если, конечно, забыть про обвал рубля. А получить права на управление яхтой (чтобы не приходилось каждый раз нанимать капитана) можно и в Петербурге.

В этом году я сам получил сертификат International Bareboat Skipper, позволяющий управлять парусными и моторными яхтами длиной до 24 метров. Правда, только в светлое время суток и в пределах 20 миль от берега (это примерно 32 км). Для этого пришлось  пройти пятимесячные курсы в Петербургском морском яхт-клубе, который находится на наб. Мартынова, 92, и в течение лета поупражняться на небольших парусниках в финском заливе. Кроме того, за год мне удалось совершить два дальних выезда. Четыре дня я ходил под парусом в Крыму (никакого патриотизма – просто подвернулся удачный вариант), неделю – в Турции. Оба раза – в сопровождении профессионала. Но уже следующий «заплыв» мы с приятелями (с которыми вместе прошли курсы) намерены совершить сами.

Именно друг год назад подбил меня заняться яхтингом. Никто из нас не собирался обзаводиться своей лодкой, но мы прикинули, что брать в чартер яхту где-нибудь в Турции в невысокий сезон (на большую компанию) выходит не намного дороже постоя в приличном отеле и авто напрокат. А возможности для отдыха открываются совсем другие. Можно, конечно, каждый раз арендовать яхту с капитаном, но тогда ваш тур будет похож на обычную экскурсию. К тому же придется дополнительно оплачивать услуги капитана, который еще и займет одну из кают, да и вообще – будет чужой человек на лодке. В общем, мы решили: раз ходить на яхте, то самостоятельно.

Забегая вперед, уточню, что в середине октября нам удалось арендовать  в Даламане (Турция) за 2000 евро в неделю 15-метровую яхту Beneteau Oceanis 50 (на пять кают, из которых четыре – двухместные).  Лодка не самая новая, к тому же возникали сопутствующие траты (топливо, какие-то поломки и прочее), но, в конечном счете, плата за аренду вышла вполне адекватная. Оговорюсь, что учитель-шкипер летел с нами из России, поэтому расчеты с ним шли отдельной строкой.

Наше обучение в яхт-клубе началось еще в феврале – с объемного теоретического курса. Занятия по разным предметам (самым сложным из которых оказалась «навигация») проходили дважды в неделю. Формально все строго: почти каждый курс заканчивался экзаменом или зачетом, но, по большому счету, преподаватели относились к успеваемости  и прогулам лояльно.

Плата за обучение составила порядка 65 000 рублей. Практика оплачивалась отдельно - еще 24 000 рублей. Тренировки  на Финском заливе начались в мае и проходили по вечерам (с семи часов и, бывало, до полуночи) на небольших парусных лодках. Экипаж – три-четыре курсанта плюс капитан. Никто не говорил, сколько именно выходов нужно совершить для получения шкиперского сертификата: «Капитаны сами решат, когда вы будете готовы». У многих сокурсников из-за загрузки по работе за лето получилось выбраться на воду лишь с десяток раз (то есть провести под парусом в общей сложности порядка 40 часов), у кого-то – значительно больше. Но осенью большинство «курсантов» получило желанные корочки.

Тут важно уточнить, что в мире нет универсальных шкиперских прав (все не так, как с водительскими удостоверениями). Есть немало яхтенных ассоциаций, которые формируют свои курсы и выдают собственные сертификаты. Тот яхт-клуб, где я занимался, имеет американскую лицензию International Yacht Training.

Наличие удостоверения не означает, что в любой марине мне гарантированно предоставят яхту в прокат (как автомобиль в аэропорту – лишь бы были права с вашей фамилией на английском языке и кредитка). Все зависит от требований конкретной чартерной компании, которая занимается сдачей яхт в аренду. Собственник конкретной лодки может вообще отказаться сдавать ее без своего капитана. Но в большинстве чартерных компаний Европы лояльны к сертификатам крупных ассоциаций. Все яхты застрахованы.  К тому же при аренде вы, как правило, вносите депозит, за счет которого будут покрываться траты на починку мелких поломок. Например, при аренде яхты в Турции у нас такой депозит составил 1500 евро. Эти деньги блокируют на кредитной карте. Если никаких поломок не будет, через месяц вам вернут всю сумму. Если вы что-то сломали или потеряли, компания вычтет размер ущерба и вернет остаток. Например, потеряли спасательный круг – лишились 50 евро, побили посуду – еще столько-то. Если вообще разбили яхту, то потеряли весь депозит, но больше ничего не должны (остальное покроет страховка). У нас обошлось без серьезных трат. Но в Турции с нами был опытный капитан, и мы ехали туда, чтобы на практике узнать все нюансы от приемки и сдачи яхты до обращением с радиоаппаратурой.

Тренируясь в Финском заливе, ты лишь отрабатываешь общие навыки управления парусной яхтой. Но получение прав вовсе не означает, что уже через год самостоятельно отправишься в дальнее плавание. Тем более что наши права не позволяют отходить далее чем на 20 миль от берега. Тем, кто хочет совершать серьезные переходы, нужно накапливать опыт и продолжать обучение. Есть несколько «шкиперских степеней», последняя из которых – YachtMaster Off-Shore.

Главный вопрос в том, насколько ты уверен в своих силах и знаниях. Как минимум, несколько выходов придется совершить вместе с профессионалом. У нас был знакомый русскоговорящий шкипер, с которым мы отдельно оговариваем условия его поездок.

Не сказать, что теперь я чувствую себя настоящим морским волком, но к следующему выходу в роли шкипера морально почти готов.

Для меня это не спорт, и мне не интересно (во всяком случае, пока) участие в регатах, но возможность прогуляться под парусом на фоне живописных пейзажей, выйти в открытое море, а вечером встать на якорь в уединенной бухте – это дорогого стоит. Да и без приключений почти никогда не обходится. В течение одной недели мы и в шторм попадали, и умудрились зайти в зону боевых учений, и с разными техническими проблемами столкнуться вроде поломки брашпиля, который нужен для подъема якоря. Зато в этом году я точно понял, что созерцать берег с воды мне гораздо интересней, чем любоваться морем с пляжа.

Кстати, куда проще вообще не связываться с парусами, а брать в прокат чисто моторные яхты. Но, во-первых, их аренда выходит дороже, а во-вторых, на «горючку» можно потратить столько же, сколько на прокат. Да и романтики с парусом больше.

А качка… Это оказалось делом привычки.

если понравилась статья - поделитесь:

декабрь 2014

Спорт: адреналин