1742
0
Дмитрий Синочкин

Небесная бюрократия

У пилотов-любителей есть все основания считать 1 ноября своим клубным праздником. Федеральные правила использования воздушного пространства (ФП ИВП), вступившие в силу в этот день, — главное событие уходящего года для легкой авиации.

В летной практике случились два принципиальных приятных изменения.

Первое. Созданы более свободные условия для полета воздушных судов (ВС) малой авиации. Уменьшилось количество «постоянно опасных» зон. Над некоторыми районами, например над Петербургом, запретная зона сменилась зоной ограничения полетов.

Теперь для каждого из трех классов воздушного пространства (A, C, G) определена своя высота полета. Для малой авиации выделен свой эшелон (класс G). На Северо-Западе, например, можно летать не ниже 300 метров и не выше 4 км. Для районов Восточной Сибири предельная высота ограничена 4,5 км. Полеты могут проходить как визуально, так и по приборам под контролем диспетчеров.

Второе. Введен уведомительный порядок без получения диспетчерского разрешения. Росавиация в официальном обращении к пилотам-любителям разъяснила заранее, до введения в действие ФП ИВП, новые правила. Необходимо пройти обучение в одном из 33 авиаучебных центров по утвержденной программе и сдать экзамен. Затем — зарегистрироваться и получить один из вариантов свидетельства нового образца пилота-любителя гражданской авиации или пилота сверхлегкого ВС. На практике оказалось, что новые «корочки» не успели напечатать, поэтому счастливчики, сдавшие экзамен, получали запись в удостоверении пилота-любителя: «Допущен к выполнению полетов по уведомительному порядку использования ВП». Теперь для информационно-полетного обслуживания и аварийного оповещения будет достаточно уведомить органы управления воздушным движением о времени и маршруте полета.

Государственная корпорация по организации воздушного движения в РФ (Госкорпорация по ОрВД) разработала систему сбора планов полетов. Она предполагает несколько способов регистрации.

Самый простой — звонок по телефону.

В каждом из семи региональных центров есть многоканальный телефон,  в Петербургском зональном центре — (812) 305-17-96. Можно отправить письмо с заявкой по обычной или по электронной почте либо через Интернет с использованием функции «Регистрация в системе». Для этих целей предоставлены два ресурса: www.ivprf.ru и www.ivprf.aero.

После рассмотрения заявки подателю высылают в письменной форме «идентификатор». Система схожа с получением ПИН-кода при покупке тарифного плана для сотового телефона или расчетной пластиковой карты — прежде всего по сохранению конфиденциальности этих сведений.

Но прав без обязанностей, как известно, не бывает. Их несколько, и главные из них следующие.

Воздушное судно должно быть зарегистрировано. Пользователем воздушного пространства может быть любое юридическое или физическое лицо, авиакомпания коммерческой авиации или авиации общего назначения (АОН), авиаподразделение РОСТО (ДОСААФ), а также подразделение, принадлежащее государственной или экспериментальной авиации.

Ответственность за обеспечение безопасности полета возложена на командира воздушного судна. Эта обязанность появилась не случайно. По данным Ространснадзора, за 2009 год больше всего происшествий и катастроф пришлось на вертолеты 1–2 классов. При этом погибло
30 человек (всего — 39 человек). На самолетах 1–3 классов произошло 62 повреждения на земле (общее число — 72). Росавиация планирует внести поправки к ст.271 УК РФ «Нарушение правил использования воздушного пространства РФ» в части усиления административной ответственности, в том числе — штрафных санкций.

Пилоты-любители, не успевшие до 1 ноября оформить право на уведомительные полеты, могут совершать учебные полеты только в пределах своего аэродрома. В этом есть некая аналогия с обучением вождению автомобиля. Инспектору не придет в голову спрашивать права у ученика на полигоне.

Судя по дискуссиям на различных форумах, интерес к новым правилам огромный. Надежды армии воздушных «лихачей» о вседозволенности не оправдались. Хотя есть и здоровая критика правил. Все это естественно, нельзя сразу и вдруг подготовить идеальный во всех отношениях сложный всеобъемлющий документ и увязать его с уже существующими. Нужен некоторый «оргпериод». Тем не менее новые ФП ИВП придали поступательное движение развитию инфраструктуры малой авиации.

Особенно перспективным представляется использование гидросамолетов.

На территории РФ есть два гражданских гидроаэродрома (в Туапсе и Таганроге), которые могут принимать отечественные гидросамолеты «Бе-200».

По оценке авиационных специалистов и Комитета по транспорту и транспортной инфраструктуре Ленинградской области (КТТИ ЛО), этот сектор гражданской авиации может интенсивно развиваться в границах области: у нас достаточно акваторий, которые можно и нужно максимально эффективно использовать в интересах населения, областной экономики и любителей авиадела. В качестве места для гидроаэродрома рассматривается акватория у острова Котлин (г. Кронштадт).

Прорабатывается  возможность создания опорной сети вертодромов и вертолетных площадок общего назначения на территории муниципальных образований для регулярных пассажирских, грузовых и почтовых перевозок. В качестве базовых вертодромов, если их дооснастить и развить, можно использовать существующие объекты аэродромной инфраструктуры Ленинградской области. По информации КТТИ, потенциальных площадок насчитывается около семидесяти.

По заданию КТТИ разработан эскизный проект реконструкции существующего аэродрома «Манушкино» во Всеволожском районе для обслуживания пассажирских, грузовых и почтовых перевозок по местным воздушным линиям на средних вертолетах типа МИ-8 и самолетах малой авиации типа Ан-2 (Ан-28), «Вильга», Cessna и пр.

Николай Шаров

к сведению

Структура воздушного пространства Российской Федерации включает маршруты обслуживания воздушного движения (ОВД), местные воздушные линии (МВЛ), а также несколько районов и зон. Запретные зоны для полетов обеспечивают защиту важных государственных объектов. Опасные зоны (часто над открытыми акваториями) предназначены для выполнения специальных авиаполетов, артиллерийских и ракетных стрельб, запуска ракет и падения их частей и т.п. Зоны ограничения полетов создаются над территориями и объектами, где полеты воздушных судов ограничены во времени или по условиям их выполнения. Ими могут быть природные заповедники, национальные парки и исторические памятники.

До 1 ноября над Петербургом существовала запретная зона, по новым ФП ИВП — зона ограничения полетов. Количество постоянно опасных зон в российском небе уменьшилось с 85 до 59. Четко определены девять круглосуточно запретных зон.

Число местных воздушных линий (МВЛ) сократилось с 2209 до 510, но не в связи введением Правил. МВЛ — региональные авиалинии, которые должны обеспечивать связь областных центров с районными и местными поселками в радиусе 500–1000 км. За последние двадцать лет их число резко уменьшилось из-за роста цен на тарифы, кризисного промышленного спада и, как следствие, низкой платежеспособности населения. Практически исчезли местные авиалинии в Приволжском, Южном и Центральном федеральных округах. Коснулось это и Северо-Запада. Закрыты аэропорты «Ржевка» и «Смольнинский». Их место заняли другие транспортные коммуникации: авто- и железнодорожные перевозки, маршрутное авиатакси.

экспертный курултай

Владимир Артикульный, директор Невского аэроклуба:

– Уведомительной системой можно пользоваться, если пилот-любитель получил соответствующий допуск. Достаточно позвонить и сообщить необходимую информацию. На одном из сайтов Росавиации можно ознакомиться с картой расположения летных пространств A, C и G.

Вячеслав Коноплев, сотрудник журнала «Крылья»:

– Новый порядок будет действовать в полной мере, скорее всего, в первом квартале 2011 года. К этому времени должны быть внесены изменения в соответствующие нормативные документы, в том числе в Административный и Уголовный кодексы. Сейчас не понятно, что будут делать с самолетом (вертолетом), нарушившим правила полета, регламент и т.п. Могут отобрать летное свидетельство у пилота, оштрафовать его или применить иное наказание. Повышение ответственности за право выполнять самостоятельные полеты в ранге КВС (командира воздушного судна) должно быть отражено четко и конкретно.

если понравилась статья - поделитесь:

декабрь 2010