1473
0
Дмитрий Синочкин

«Мы не заинтересованы в реализации проектов, которые требуют большого количества рабочих рук»

Последние несколько лет город и область ревниво соперничают, перехватывая друг у друга инвесторов. Сначала «конкурентной зоной» были налоговые льготы, затем — наличие свободных, обеспеченных инженерией территорий. Оказалось, что оба эти фактора не так уж и важны, если на строящихся предприятиях некому работать.

– В прессе называлась совокупная стоимость начатых и предполагаемых областных инвестиционных проектов: один триллион рублей. Это реальная цифра?

– Это проекты, которые находятся в той или иной стадии реализации. Или ведется проектирование, или уже идут строительные работы…

– Вы говорили, что без решения кадровых вопросов их реализация может быть серьезно затруднена. Что делается, чтобы привлечь (удержать) работников?

– Это целая программа. Если говорить об основных направлениях… Первое — надо повысить эффективность использования того потенциала, который уже есть в области, второе — привлекать трудовых мигрантов, третье — оптимизировать инвестиционную политику, чтобы не допустить резкого перекоса на рынке труда.

– Поясните, пожалуйста.

– Мы сегодня не заинтересованы в реализации проектов, которые требуют большого количества рабочих рук…

– «Человекоемких»?

– Да, пожалуй… И которые при этом не обладают высокой экономической и социальной или экологической эффективностью. У нас нет сегодня проблемы безработицы, и мы не ставим перед собой задачу любой ценой создавать новые рабочие места.

– А как же дорожное строительство? Людей надо много, отдача — не прямо очевидная…

– Есть отрасли и направления, которым в любом случае надо развиваться, хотим мы этого или нет. К дорожному строительству это относится в полной мере.

– Но ведь Силиконовую долину в области обустроить трудно…

– Вовсе нет. Сегодня как минимум два проекта вполне могут претендовать если не на звание российской Силиконовой долины, то на сопоставление — по крайней мере. Это проект Кремниевой долины в Сосновом Бору и Центр российских нанотехнологий. Мы рассматриваем несколько вариантов размещения, один из них — Гатчина. У каждого района, у каждого муниципального образования есть свои преимущества и особенности. Где-то — как в Гатчине и в Сосновом Бору — это как раз высокий научный потенциал, и с точки зрения подготовки кадров, и с точки зрения сохранения традиций. В Выборге тоже есть квалифицированные работники, но другого плана, там традиционно развито судостроение. В другом месте на первый план выходят природные ресурсы. Единая стратегия состоит из множества моделей, каждая из которых оптимальна в данном конкретном случае.

– Насколько эффективен подход Nokian Tyres — строить жилой городок, чтобы привлечь и удержать рабочих?

– Это ведь коммерческая компания, без копейки государственных средств и инвестиций, и если предприятие приступает к реализации такого проекта, значит, в нем подсчитали все затраты и пришли к выводу, что это эффективно и выгодно. – Есть и другие аналогичные проекты? – Конечно. Краколье, рядом с Усть-Лугой — масштабный проект, в Тихвине предполагается возвести два микрорайона под запуск вагоностроительного завода — там будут работать 12 000 человек.

– В чем может выражаться содействие таким проектам со стороны исполнительной власти?

– Главное — это поддержка самих проектов. Мы создаем условия, чтобы они были экономически выгодны, чтобы инвестор чувствовал себя комфортно. А это побуждает их к тому, чтобы закрепляться в Ленинградской области, в том числе — и строить жилье для сотрудников.

– Но ведь жилье — это затратная часть, причем на ранней стадии проекта.

– Эти процессы идут параллельно, причем в первую очередь строится именно производственный комплекс. Когда инвестор уже построил, когда видит, что все у него нормально — тогда принимаются решения о расширении, развитии. Скажем, та же Nokian Tyres задумала сооружать городок после завершения двух этапов инвестпроекта, имея ввиду третий и четвертый… В последнее время, когда инвесторы принимают решение о размещении проекта, кадровый вопрос является для них не просто одним из, а, может быть, самым важным. Тот же «Форд», предполагая удвоить мощности, в ходе переговоров с правительством области в качестве одной из проблем, для решения которых ему нужна помощь администрации, называл именно эту. «Форд» тоже собирается строить жилье, хотя и не сразу. Но пока он просит оптимизировать движение электричек, автобусов — согласовать расписание.

– Будь у «Форда» служебное жилье — у него бы не было забастовок…

– Возможно, но ведь возведение жилья — это издержки, и все предприниматели их считают, и, конечно, такой анализ «Форд» тоже проводил. – Можно ли утверждать, что сегодняшний дефицит трудовых ресурсов — один из главных факторов, сдерживающих приток инвестиций в экономику области? – В значительной степени так. Это проблема номер один. Хотя для области она менее остра, чем, скажем, для Петербурга. Есть диспропорции в межрегиональной трудовой миграции. Примерно 220 000 жителей области ежедневно приезжают работать на петербургские предприятия. И порядка 50 000 — наоборот. Этот дисбаланс является довольно серьезным резервом для нас и фактором риска — для Петербурга. – То есть, если создать в области достаточное количество очагов занятости с приличными условиями и достойной оплатой…

– Вот именно. – Как складываются экономические отношения между городом и областью?

– Есть направления, по которым сотрудничество развивается неплохо — например, производственная кооперация, сфера поставки и переработки сельхозпродукции, организация транспортных потоков, туризм (формирование общих туристических продуктов). Совместные усилия по налаживанию здравоохранения… Есть и другие, по которым отношения развиваются менее эффективно. Причем здесь тоже градация: иногда обе стороны прикладывают какие-то усилия, но не получается. А иногда даже и не прикладывают. По садоводствам — усилия есть, но результат не всегда виден. В области около 1 800 000 дачных и садовых участков, из них 1 400 000 принадлежат жителям Петербурга. Есть совместные программы, есть общий язык, но по разным причинам, в том числе весьма банальным (нехватка денег) далеко не все получается. Как-то решаются вопросы со строительством дорог, с энергообеспечением, с медицинским обслуживанием, с транспортом… Проблемная сфера — утилизация отходов. Здесь все не так просто. Строго по закону за нее отвечает владелец, то есть сами садоводства. Иногда садоводства этим вообще не озабочены — просто выбрасывают за околицу, и все. А иногда возникают технические сложности. Большинство садоводств проектировались довольно давно, и в них иногда просто не предусмотрены участки для сбора и утилизации мусора. Приходится предусматривать парковку специальных машин, которые периодически приезжали бы. Это расходы. А зимой эта техника будет простаивать…

– Как вы относитесь к тому, что размеры строительства коттеджных поселков уже сопоставимы с ежегодным вводом жилья в области?

– Для нас не является самоцелью ввод какого-то количества метров на душу населения. Для нас главное — чтобы были обеспечены жильем те, кто в нем нуждается. Это не только социальная — это экономическая проблема.

– Крупные проекты во многих случаях требуют или расширения существующей дорожной сети, или прокладки новых дорог. Случается, что эти трассы проходят прямо по действующим садоводствам. Как будут решаться такие конфликтные ситуации?

– О таком варианте я слышу впервые. Чаще бывает другое: при проектировании газопроводов, железнодорожных веток, при развитии промышленных зон мы регулярно сталкиваемся с тем, что возникли и существуют несанкционированные поселки, огороды. Есть массивы, где количество самовольно захваченных участков составляет несколько тысяч. Например, рядом с Сосновым Бором. И это проблема, потому что городу необходимо расти, развиваться, строить новый микрорайон (только строительство второй очереди ЛАЭС потребует до 17 000 работников) — а многие территории просто заняты самостийными огородниками. Где-то земли были предоставлены без права капитального строительства — а там уже стоят хоромы.

– Будете сносить?

– Да, безусловно. Есть программа развития Ленобласти, которая опирается на существующие — в определенных границах — населенные пункты, садоводства и прочее. Но самозахват территорий не может быть препятствием для реализации инвестиционных проектов. Там, где сегодня стоит ИКЕА-Кудрово, в свое время было около полутора тысяч самостийных огородов. Решили вопрос…

– Как движутся переговоры с военными? В частности, по поводу Ржевского полигона?

– С военными ситуация очень сложная. В отсутствие строгой военной дисциплины, пока от министра обороны распоряжение доходит до начальника части, трансформация такая, что возникают сомнения в обороноспособности страны…

– У вас есть загородный дом?

– Нет.

– А планируете?

– Да.

– Есть представление о том, каким он должен быть?

– Деревянный, два этажа. Ближе всего — скандинавский стиль. Без глупостей, без наворотов. И на участке — нетронутый лес, никаких цветочков, никакой морковки. У озера. У Суходольского озера.

К сведению:

Григорий ДВАС

Родился 1 марта 1965 года в Ленинграде. В 1987 году окончил Ленинградский политехнический институт по специальности «Механика и процессы управления», в 1995-м — Kennedy Western University (город Бойс, штат Айдахо, США). С 1987-го по 1991 год работал в НПО «Ритм» Минсудпрома СССР, в 1991–1992 годах — в советско-болгарском СП «РПС», в 1992–1994-м — во внешнеэкономической фирме «НОБЛ», в 1994–1996-м — в консалтинговой компании «Русинвест». Доктор экономических наук. С 1996 года возглавлял Комитет по экономике и инвестициям Ленинградской области, в 1999-м назначен вице-губернатором. Женат, трое детей.

Беседовал Дмитрий СИНОЧКИН

если понравилась статья - поделитесь:

декабрь 2007

Спорт: адреналин
Новости поселков
Дома и люди