1520
0
Дмитрий Синочкин

Беспортовые дачники

У нас, конечно, не Сочи. И олимпийского размаха при расчистке частных владений под государственные нужды тоже пока не наблюдается. Но аналогичные конфликты уже происходят. В Ленинградской области назревает конфликт по поводу отчуждения территорий садоводств в интересах дорожного строительства.

ПОРТ «Усть-Луга» в Кингисеппском районе растет не по дням, а по часам. Увеличиваются число терминалов и грузооборот. Не удивительно, что имеющиеся автомобильные подъезды к стратегическому порту на территории области далеко не удовлетворяют его потребности. Между тем порт — объект стратегический. На днях трассе «Россия», проходящей через Усть-Лугу, присвоен федеральный статус. Кроме того, в стадии проектирования находится новая, 180-километровая трасса Усть-Луга — Новгород, стоимость которой составит порядка 40 млрд руб. Хотя пока проект еще далек от утверждения, он уже вызывает сильные эмоции не одной сотни садоводов. Они стараются сделать все, чтобы дорога прошла подальше от их домиков и огородов.

САДОВОДЫ НА ОБОЧИНЕ

Особую активность на этом поприще проявили члены садового некоммерческого товарищества «Тосики» близ поселка Толмачево в Лужском районе. Тревожное обращение на тему строительства будущей трассы они еще в августе направили губернатору области, депутатам Законодательного собрания, в Союз садоводов России и главе администрации Лужского района. В начале октября обращение рассмотрели на заседании постоянной комиссии областного парламента по АПК. Садовому товариществу под Лугой уже больше четверти века. «Наше садоводство — экологически чистый и сравнительно тихий уголок Лужского края, — пишут члены правления садоводства «Тосики». — Летом здесь отдыхают, трудятся более тысячи человек, много детей разного возраста. К востоку от садоводческой дороги находится лес — место отдыха, сбора грибов, ягод. И эту благодатную зеленую полосу прорежет с запада на восток дорога Усть-Луга — Новгород, лишив нас возможности пользоваться участками по их назначению… Мы окажемся на обочине постоянно функционирующей загруженной трассы! Будем вынуждены, как и в городе, глотать пыль, дышать выхлопными газами, мучиться от бессонницы». Садоводы возмущаются тем, что о готовящемся строительстве их официально даже не уведомили.

ХРУСТЬ — И ПОПОЛАМ

«Тосики» — весьма престижное садоводство. Если поначалу участки в нем получали только лужане, то сейчас уже больше половины садоводов — питерцы. Кроме того, участками здесь владеют весьма уважаемые люди. Например, Герой Социалистического Труда, почетный гражданин Ленинградской области Валентин Михайлович Гребнев, который высказал точку зрения на возможное строительство нашему корреспонденту: «Ситуация действительно очень сложная. То, что происходит, — не здорово... И жители садоводства этим возмущены. Ведь эта дорога, по сути, разрежет садоводство, наши 362 участка, на две половины. Это будет совсем не садоводство, а непонятно что. Тем более что рядом и железная дорога, и шоссе. Провели бы трассу немножко севернее, и было бы лучше». Именно такой план — проложить стратегическую трассу по другой схеме, немного в стороне от садоводства, по военному полигону — предлагают и авторы обращения. Однако, как говорили на заседании депутатской комиссии представители Комитета по дорожному хозяйству, скорее всего, «подвинуть» дорогу не удастся: согласования с военными, как показывает практика, идут не один год. В комитете уверены, что проблемы, которые возникли в садоводстве «Тосики», — это не последний случай недовольства садоводов по поводу новой трассы. Согласно предпроектной документации, еще в одном садоводстве Лужского района, в Заклинье, где раньше давали участки сотрудникам Лужского абразивного завода, дорога вообще должна пересечь участки. Решать вопрос там придется более кардинально: некоторые постройки будут снесены, а их владельцы получат компенсацию.

Впрочем, когда именно она будет проложена — пока точно не может сказать никто. Известно только, что неудобства от соседства с федеральной трассой для садоводов должны быть уменьшены: вдоль дороги, если она проходит вблизи жилых домов, устанавливают специальные щиты для шумоподавления. Как рассказал главный архитектор Лужского муниципального района Сергей Япаев, пока на месте будущей трассы работают проектировщики, а общественные слушания в Луге намечены на конец октября. Вопрос — удастся ли садоводам настоять на своем и избавиться в перспективе от неудобного соседства — остается открытым.

Кочка зрения:

Максим Михайлов (правовое управление ЗС ЛО):

– Могут ли результаты общественных слушаний повлиять на проект прокладки федеральной автомобильной трассы? Это зависит от того, что предусматривает данный проект. Если вариант прокладки автотрассы предусматривает необходимость изъятия участков у собственников, то действуют нормы гражданского и земельного законодательства. В этом случае владельца земли должен не позднее чем за год до предстоящего изъятия уведомить об этом орган, принявший решение об изъятии (федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации либо орган местного самоуправления — в зависимости от того, для чьих нужд изымается данный надел). И в течение года после того, как собственник получит такое уведомление, выкупить участок можно только с его согласия. Плата за надел определяется соглашением сторон, в соответствии с которым орган, принявший решение об изъятии, обязуется уплатить выкупную цену, в которую включаются рыночная стоимость земли и расположенной на нем недвижимости, а также все убытки, причиненные собственнику, включая упущенную выгоду. Если владелец не согласен с решением об изъятии или если с ним не удалось договориться об условиях выкупа участка, орган, принявший решение об изъятии, должен обратиться в суд.

То есть в данном случае речь идет о мнении отдельно взятого гражданина, которое должно быть учтено и которое он может отстаивать как на стадии заключения соглашения о выкупе участка, так и в суде. Если же вариант прокладки автотрассы предполагает ее прохождение вблизи наделов, принадлежащих членам определенного садоводства, то есть если изъятие участков не предусматривается, мнение заинтересованных лиц также должно быть учтено, поскольку прокладка автомобильной трассы предполагает внесение изменений в документы территориального планирования РФ, либо субъектов РФ, либо муниципальных образований. Во всех перечисленных случаях заинтересованные лица в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации вправе представить свои предложения по проектам схем территориального планирования. Правообладатели участков, если их права и законные интересы нарушаются или могут быть нарушены в результате утверждения схем территориального планирования, вправе оспорить указанные схемы в судебном порядке.

Анфиса ДЕНИСОВА

 

если понравилась статья - поделитесь:

ноябрь 2007