1110
0
Дмитрий Синочкин

Нацпроект — на абордаж!

В Ораниенбауме прошел Морской фестиваль, в Петербурге — Морской совет.
На наш вкус, фестиваль получился интереснее.
Но не исключаем, что Совет — важнее.

Фестиваль

Праздник в Ораниенбауме до последнего момента был под угрозой — из-за ограничений. Но буквально накануне их смягчили, и все случилось офлайн, на воде и на земле.

В любительской регате «Оранж Рейс» приняли участие 72 экипажа, гонка прошла в семи категориях. Акватория Сидоровского канала в Ломоносове приняла еще с десяток прогулочных яхт и судов, в том числе три больших парусника: «Красотка», «Надежда» и «Лукулл». В первый день праздника гонка не состоялась: штиль. Зато на берегу оттянулись по полной. Выставка тюнингованных автомобилей.

Конкурс дизайнеров и визажистов Orange Sea Full Fashion Look. Шхуна «Надежда» была захвачена абордажной командой из каскадёрской студии «Силуэт». Клоуны из экс-«Лицидеев» прямо между яхтами изобразили чиновничью комиссию, запрещающую всё и всех. Группа «Гуревич ФМ» держала аудиторию в танцевальном напряжении. «Летающие собаки» демонстрировали чудеса выучки и дрессуры. Асы из автоклуба «Крутые тачки» учил ребятишек азам гонок на багги.

Те из гостей, кто продержался до вечера, были вознаграждены раздачей фирменного «яхтенного плова» от узбекского кулинара Ахмета.

Но во второй день Балтика сжалилась, легкий ветер наполнил паруса.

В классе «Л-6» первое место заняла яхта «Уссури», в «свободном классе» золото получил экипаж «Аризоны»; в категории «Картер-30» победил экипаж яхты «Вея». Среди «Четвертьтонников» лидировала яхта «Бэмби», среди «Минитонников» самой быстрой яхтой оказалась яхта «Таня» В категории «Многокорпусные» гонку выиграл катамаран «Накра», в классе первой пришла лодка «Бэби Ру».

Фестиваль состоялся вопреки сложным обстоятельствам, благодаря поддержке партнеров и друзей, при полном отсутствии внешнего финансирования. Вообще-то он проходит в 10-й раз. Но организаторы решили считать его девятым с половиной. Так что до встречи через год, на юбилейном, десятом Ораниенбаумском Морском фестивале!

Догоним хотя бы Хельсинки!

А в Смольном прошло заседание Морского совета. Серьезные люди в пиджаках обсуждали развитие водного транспорта и яхтенного туризма.

Губернатор Александр Беглов заявил, что Петербург как морская столица России должен использовать все свои преимущества для развития яхтенного туризма. Пока цифры не радуют. Последние несколько лет к нам ежегодно заходят около 200 яхт под иностранными флагами. Цель — увеличивать количество судозаходов по 8–10 тысяч в год. То есть в 50 раз. Так что необходимая задача — развивать инфраструктуру. В том числе  строить марины. Сейчас петербургские марины могут принять до 2000 яхт. После ввода в строй реконструированного порта «Геркулес» и завершения еще нескольких проектов городские яхт-клубы смогут принять до 4000 морских яхт. И этого вполне хватит.

Кстати: Стокгольм принимает 16 000 яхт в год; скромный Хельсинки — 10 000.

Член Морского совета, командор «Яхт-клуба Санкт-Петербурга» Владимир Любомиров уточняет: проблема не только в инфраструктуре. Но еще и в том, что от нашего пограничного пропускного пункта (в Кронштадте) до ближайшего финского (в Хаапасаяри) — 100 морских миль. До 2018-го был еще в Выборге, но его закрыли. Переход в сутки-двое без возможности причалить и отдохнуть для массовых иностранных яхтсменов не интересен. (Комфортный переход — 30 миль.) Как быть, например, выборгским яхтсменам, собравшимся сходить под парусом в Хельсинки, — отдельный вопрос. Чапать сначала в Кронштадт, потом обратно?

Владимир Любомиров полагает, что ситуация изменится к лучшему, когда (и если) будет открыт пропускной пункт на острове Гогланд. Проект открытия для туристов нескольких островов в Финском заливе обсуждается не первый год; все упирается в военных, а они против.

На Совете также обсуждали убытки петербургских судовладельцев от карантинных ограничений и сокращения туризма. По данным Ассоциации владельцев пассажирских судов, в этом году городские суда и катера перевезут около миллиона человек. Для сравнения: в прошлом году речники насчитали 2,6 млн пассажиров, в 2018-м — почти 3 млн. Кроме того, рухнул сегмент сопутствующих услуг: отмена банкетов, фуршетов и корпоративов лишила перевозчиков существенной доли дохода.

Есть и нерешенные правовые вопросы. Одна из досадных «загогулин» — проведение раздельных аукционов на аренду набережных и на водопользование. Это порождает конфликт интересов и многочисленные злоупотребления. Владимир Любомиров заверил, что проблема известна, необходимые поправки в федеральные и городские законы готовятся,
и в обозримом будущем задача будет решена.

Предложения Петербурга и профильных ведомств реализуют в рамках национального проекта «Туризм и индустрия гостеприимства»: в нем теперь есть отдельное направление — «Водный туризм».

если понравилась статья - поделитесь: