1610
0
Желтов Артём

Урожай на асфальте

Главное событие гастрономического лета — конечно же, сельскохозяйственная выставка «Агрорусь» в «Ленэкспо».

Выставка организуется уже не первый год. Из узкоспециального мероприятия она постепенно превратилась в мощный гастрономический фестиваль. Собственно, от официальной экспозиции там остался только главный павильон с региональными и корпоративными стендами, а основное пространство захватили фермеры.

О главном павильоне скажем кратко: был в основном уныл. Из интересных точек можно отметить стенд новой марки — «Киришского» пива, фирменные стенды реально существующих крупных хозяйств (той же «Северной мечты», которая кроме роз начала выращивать салаты) да несколько торговых лавок с едой. Нешуточный интерес у нас вызвал автомат для торговли молоком. Идея простая, как все гениальное: опускаешь денежку, тебе наливают бутылку свежего, охлажденного, не пастеризованного вкусного молока. Обслуживается не сложнее автомата для газировки. А главное, этот проект реализует действующая молочная ферма.

Откровенно огорчили стенды районов Ленинградской области: одинаковые, как под копирку, и практически бесполезные. Что посетителям толку от списка фермеров, работающих в некоем районе, если нельзя узнать адрес, специфику, познакомиться, поговорить? Приставленные к районным стендам люди оказались некомпетентны: про то, что у них на стенде, они ничего не знают, про фермы не знают, раздаточного материала нет, на любые вопросы отвечают: «Идите на улицу, там наши фермеры, у них спросите». Спасибо, а то сами бы мы не догадались. Интересно, с потенциальными инвесторами так же разговаривают?

Районам на заметку: откажитесь от единого стенда в принципе. Вложитесь в нормальные стендики для фермерских хозяйств. Пользы будет куда больше, да и местные бренды начнут расти сами собой.

Зато на улице фермерам удалось развернуться в полный рост. Отдельно выделена зона торговли рыбой, компактно располагаются ряды посадочного материала и овощей, а медом занята и вовсе почти половина всей выставочной территории. Повсеместно кормили и наливали. Те, кто приехал на выставку на машине, испытывали муки трезвости. Особенно понравилась темная башкирская медовуха — отменный продукт, много лучше промышленно-газированных жидкостей из ближних пригородов Петербурга.

Рыбный ряд наглядно демонстрирует успехи. Форель уже стала дешевле трески, теперь с нетерпением ждем роста в объемах сиговых и осетровых. К тому же на рынок уверенно выходят нормальные, качественные продукты из Мурманска и Астрахани. Явно начали восстанавливаться рыбколхозы на Ладоге. Проблем, конечно, хватает: трудности с гаванями, разбазарен рыболовный флот, — но процесс запущен. Мы будем внимательно следить за успехами. Знаковый продукт — привезенная одним из рыбколхозов пробная партия соленой ряпушки.

Набрало силу культивирование районированного посадочного материала. Оказывается, в Ленобласти можно хоть столовый виноград выращивать, не говоря про менее экзотические фрукты. Интересно побродить и по овощному ряду. Спаржи и артишоков там нет (пока нет, года через два все будет), зато много хорошей картошки, всяческой капусты и прочих местных продуктов. Есть и специализированные экофермы, которые настолько суровы в борьбе за экологическую чистоту, что даже навоз под картошку не вносят.

Про мед можно говорить долго, но ограничимся констатацией: работа над брендом «Псковский мед» явно дала результаты. Также на выставке были замечены меды из Карелии. Пока с точки зрения вкуса продукт из Алтая и Башкирии сильно опережает местный. Им бы еще торговлю через Интернет наладить…

Резюмирую: гастроному-любителю обязательно надо посетить выставку «Агрорусь». Еще год-два — и она будет не хуже, а в чем-то даже и лучше иностранных аналогов и прототипов.

Артем Желтов, главный гастроном округи

если понравилась статья - поделитесь:

октябрь 2012

Новости компаний