Метаморфозы Фридриха
Прозу Фридриха Горенштейна, известного советского сценариста («Солярис», «Раба любви»), читатели нашего журнала уже знают. Вслед за «Искуплением» в этом году вышел могучий роман «Место», а затем и сборный том под общим названием «Перевоплощения».
Маленький роман, несколько повестей, рассказов и эссе — все это написано Горенштейном уже в эмиграции, в Берлине. Кроме того, произведения объединяет время действия — оно вписывается в широкие рамки послевоенного периода (с конца сороковых до рубежа нового тысячелетия). А в остальном это очень разные вещи, написанные, что называется, разным почерком. Мелодраматичные, хотя и психологически емкие «Старушки» совсем не похожи на безысходно мрачную, даже страшную повесть «Зима 53-го года» (шахта, новогодняя вахта, попытка дать план, катастрофа с психоделическим финалом). И наоборот, философско-эротический роман «Чок-Чок» близок по идее к рассказу «Фотография» — в том, что значат для судьбы человека юношеские травмы. А фельетон «Размороженные» оригинален по определению: Горенштейн здесь выступает как публицист, пробует определить причину пробуксовки российских реформ в начале «нулевых».
И тем самым автор подтверждает свой собственный тезис, что литература — это перевоплощение. Герои Горенштейна — это и есть сам Горенштейн. Всякий раз новый, неожиданный. Не всегда такому перевоплощению безоговорочно веришь («Разговор»), но наблюдать за ним интересно и поучительно.
Александр Пронин
если понравилась статья - поделитесь: