590
0
Елисеев Никита

Оксюморон погоды

Дождливое лето. Чуток приободришься, если дождь примется лупить по лужам так, что в лужах будут вздуваться пузыри, и засияет солнце. В России этот оксюморон погоды называют «грибной дождь». В Латвии говорят поэтичнее: «Когда идет дождь и светит солнце — русалки смеются», а в Испании шикарнее всего: «Когда идет дождь и светит солнце — дьявол входит в Сантьяго-де-Компостелло».

 

Белый волк

 

Одна из самых удивительных, эксцентричных и нелепых книг, которую я когда-либо читал. Дебютный роман Рената Беккина «Ак Буре». В переводе с татарского — «Белый Волк». Он появляется в середине романа: огромный, человекообразный, прямоходящий, говорящий (редко, но веско) на русском, татарском, арабском. Белый волк в чалме. Муфтий, почетный чекист, людоед. Сам Лаврентий Палыч жал руку (то есть лапу) Ак Буре (товарищу Бурову) и прочувствованно говорил: «Если бы все так грызли врагов народа, как наш дорогой товарищ Буров!» Впрочем, товарищу Бурову товарищ Берия не нравился. Уж очень был жесток. Вот Юрий Владимирович Андропов — другое дело. Жесток, конечно, но в меру. Настоящий руководитель. Если вы думаете, что «Ак Буре» — сатирическая, символическая сказка, то вы ошибаетесь. Жанры в этом романе перепутаны, как и сюжетные линии. Не занимаясь спойлерством (роман-то остросюжетный, с загадками), рискну выделить главные линии и жанры.

Историческая линия, документальная, самая сильная: судьба крымско-татарской семьи, породнившейся с казанскими татарами. Депортация, жизнь в Казахстане, участие в крымско-татарском движении, арест, допросы. Жуткое описание того, как обманом ломают отца главного героя на допросах. (Спецоперацией руководит, как вы догадались, Ак Буре. Руководит не без сочувствия и уважения к ломаемому. Ведь и людоеды любить умеют. Странною любовью.)

Реалистическая, лирическая: судьба главного героя романа — детство в Казахстане, юность в Казани, отношения с родителями, любови, переезд в Крым, фактически бегство из Крыма в Казань после известных событий.

Детективная: попытки главного героя узнать, что же случилось с отцом, какую тайну он скрывал от семьи и от друзей, заканчивающиеся странным, парадоксальным успехом.

Сатирическая: описание псевдонаучного учреждения, в которое попадает главный герой, гротескных, едва ли не мультипликационных персонажей, на госденьги занимающихся черт знает чем (или «Аллах ведает чем»).

И — наконец — фантастическая, мистическая, каковую по праву венчает Белый Волк. Ак Буре и связывает все линии и все жанры этого странного романа. Замечу, что самая страшная, самая смешная, самая неожиданная и самая сильная сцена в романе — почти в финале. Там Ак Буре предстает во всей своей людоедской красе, а его подчиненные — во всем шестерочном, лакейском безобразии. Решение, которое принимает главный герой, оправдано логикой повествования. Насколько оно было оправдано в жизни, это уж сам читатель решит.

 

 Беккин Р. И. Ак Буре. Крымско-татарская сага. — СПб., 2021. — 600 с.

 

Конспект судьбы

 

Очень хорошо, что к роману (так и названному — «Роман») художника и дизайнера Марка Петрова приторочено предисловие, исследование искусствоведа Екатерины Андреевой. Нет, от «Романа» без предисловия не убудет. «Роман» — на «золотой полке», между поэмой Венедикта Ерофеева «Москва — Петушки» и «Записками у изголовья» некрасивой и талантливой японской фрейлины Сэй-Сёнагон. Просто почти никто здесь не знает о судьбе художника и дизайнера Марка Петрова, а надо бы, чтобы все знали. Или почти все. Попытаюсь заполнить пробел конспектом судьбы, в навершии коей — «Роман».

Марк Петров (1933–2004) — блокадный подросток. Пережил блокадные зимы. В 1943 году попал под первый блокадный трамвай. Лишился ноги. В юности был так элегантен, что никто и не замечал: щеголь на протезе. Учился в СХШ при АХ. Сдружился с первыми андерграундными художниками Ленинграда, с компанией Александра Арефьева и поэта Роальда Мандельштама. Рисовал сюрреалистические и абстрактные картины. Деньги зарабатывал тем, что сейчас называется «дизайн»: реклама «Аэрофлота», рекламы зоопарка, упаковка электроприборов, карта метрополитена. Нимало не изменял себе. Опыт сюрреализма и абстракционизма пазл в пазл входил в его дизайнерскую работу. Подружился с подпольным проповедником буддизма, Дандароном. Дандарон был арестован. Погиб в тюрьме. Две версии гибели: по одной Дандарон ушел в самадхи, остановил дыхание и погиб. По второй — был забит насмерть уголовниками и охраной за то, что написал жалобу за другого зэка, подвергавшегося побоям и издевательствам.

Марка Петрова выгнали со всех госслужб. Марк Петров работал ночным сторожем. Сначала — в Ленинграде, потом — в Выборге. Сторожил и пил. Картин тогда не писал. Писал … «Роман», выстроенный по фрагментарному принципу «Записок у изголовья», скрепленный веселым отчаянием поэмы «Москва — Петушки». Сюрреалистический, очень яркий, очень красивый (ритмичный, что ли?), с точными (глаз и рука художника) пейзажами, бытовой речью, видениями, жанровыми сценками, руганью, ангелами и ведьмами. Текст тянет читателя, будто хороший мотор — машину, вплоть до последних слов (в квадратных скобках, зачеркнутых, но ясно читаемых и потому воспроизведенных в книжном издании): «Еще не закрыв глаза, он слышал, как совсем рядом кто-то матерился вдохновенно и ритмично, да, он не ослышался, это был мат, монотонный и ритмичный».

 

Марк Петров. Роман. — СПб., 2022. — 152 с.

 

если понравилась статья - поделитесь: