2385
0
Дмитрий Синочкин

Время воды

Лето в наших краях недолгое, а потому имеет особую ценность. Купальный сезон —
месяца два-три (экстремалов не считаем), лодки на воде встречаются с мая по октябрь... И мы решили расспросить об этом наших ньюсмейкеров.
Насколько важна для коттеджных поселков близость воды? Как это выражается в цене? Стоит ли всерьез вкладываться в недешевую береговую инфраструктуру (причал, эллинги, охрану)?
А у вас есть плавсредство: байдарка, лодка, катер или яхта? Как вы его используете? И почему, наконец, у нас на душу населения лодок в разы меньше, чем в соседней Финляндии?

Артем Чесноков,
руководитель
проекта «СувантоЯрви»:

– Лето действительно недолгое, но, например, в этом году — очень даже. И это ощущается: потенциальные покупатели чаще назначают визиты на будни, а в выходные и праздники все на природе отдыхают.
Важна ли близость воды? Конечно! Но не открытая вода и не слишком большая. С большой воды всегда будет дуть ветер. Главное для нашего проекта — мы не просто соприкасаемся
с частью акватории Суходольского озера, у нас арендован берег. (За исключением бечевника, как положено.) Поэтому при выборе загородного домовладения в ход идут такие аргументы, как песчаное дно, чистая вода, возможность ходить под мотором, рыбалка…
Водная гладь — а Суходольское озеро в длину 40 км — предполагает активность и летом (катер, лодка, скутер), и зимой (снегоход). Правда, ПМЖ на первой линии у открытой воды —
не лучший вариант: зимой просто сдует.
При этом дешевый пирс (понтон) и неблагоустроенные пляжи скорее способны оттолкнуть покупателя, чем его привлечь. У нас дорогой пирс (освещение, капитальный каркас с бетонированием, кнехты, охрана, ограждения, лебедки эллинги). Смысл тут в том, что необходимо обеспечить удобство эксплуатации и отдыха. Если нет парковки, то каждый раз собственнику придется тягать лодку/катер с участка к воде и обратно. И в чем тут тогда комфорт?
Сложностей тоже хватает.
Для регистрации пирса нужно оформить кусок земли (лес, прибрежная зона, водоохранная) в аренду. Максимум на 10 лет. На беготню и согласования придется потратить полгода в лучшем случае. Когда вы оформили землю, нужно идти в водоохрану и оформлять пирс. Еще полгода.
Собственникам не легче: регистрация плавсредства — отдельный квест. В результате у нас преобладают надувные лодки, а катера и яхты, как правило, поставлены на учет в соседней Финляндии. И действующие законы препятствуют развитию малого судоходства. Впрочем, то же относится и к воздушному пространству…

Андрей Бочков,
генеральный директор
УК «ПулЭкспресс»:

– Близость воды — важный фактор, но действует он лишь в сочетании с остальными (удаленностью, ценой). Для сезонного формата наличие водоема более значимо, чем для поселков, ориентированных на ПМЖ.
В нашем проекте «Приветное» водоема поблизости нет, но лес вокруг и приемлемая цена обеспечивают хорошие темпы продаж. В одном из первых наших поселков — «Борисово» — расположение на первой линии играло большую роль. Да и сейчас играет: домовладения, которые появляются во вторичной продаже, реализуются быстро. Но серьезных вложений в береговую инфраструктуру мы не предпринимали: пляж, пирс — этого достаточно. Дальше уже сами жители поселка решают, что им нужно и в каком объеме. На закрытых водоемах моторки запрещены, значит, не нужны и эллинги для больших катеров. На Вуоксе, на Ладоге — другое дело.
У меня лодки нет. Во-первых, потому что нет дачи. А во-вторых — стоимость самого «аппарата», налоги, регистрация, многочисленные ограничения… Все это делает владение катером более-менее бессмысленным.

Дмитрий Новосельцев,
председатель совета директоров
компании «1-я Академия недвижимости»:

– Наличие водоема в прямой видимости от коттеджного поселка важно в первую очередь с психологической точки зрения. Думаю, большинство жителей испытывают состояние релакса, созерцая водную гладь из окна собственного коттеджа. Это вопрос среды обитания
и комфорта. Просто постоять у берега и посмотреть на воду во время прогулки — это уже позитив от любования красотой природы, которого часто людям не хватает. А вот людей, предпочитающих активный отдых на воде, на самом деле немного. Это в основном молодые мужчины, которые, как правило, очень заняты работой, и свободное время у них в дефиците. И им нужны большие
водоемы — Ладога или залив, где можно заниматься водно-моторными видами спорта.

Сергей Балуев,
директор по продажам
компании «ФАКТ. Коттеджные поселки»:

– Недавно мы провели исследование среди жителей наших поселков. Оказалось, что мечта не просто переехать за город, а «жить в доме у озера» есть у 70% респондентов. Эмоциональные факторы при покупке загородной недвижимости стоят на первом месте!
На мой взгляд, в этом вопросе нет разделения на сезонность или постоянное проживание. Озеро рядом — это всегда преимущество. И оно сказывается на стоимости сотки
в коттеджном поселке. Чем ближе к водоему, тем привлекательнее для клиента.
Например, наш КП «Отрадная бухта»: небольшой поселок на берегу озера Отрадное с собственным пирсом, пляжем и слипом для лодок.  Всего за год, с момента начала строительства до ввода коммуникаций, мы продали 90% участков на первой линии. Там сотка стоит около 300 000 рублей, в отдалении от водоема — уже от 170 000. Участки на берегу дороже и больше по размеру, но клиент готов платить за живописный вид из окна и озеро рядом.
Другой пример — проект «Тишь да Гладь». Он расположен в сосновом бору между двумя озерами. Путь к водоемам займет не более 15 минут пешком по лесной дороге. Поселки рядом
с такими природными объектами даже в пешей доступности будут стоить дороже, чем участки в поле. Стоимость сотки в проекте — от 100 000 рублей. Жить возле воды — это привилегия, которая выражается и в рублях.
Серьезная инфраструктура актуальна в проектах бизнес- и элит-классов, клиенты которых вполне могут себе позволить, например, катер или небольшую яхту. Важно понимать, что не на каждом озере можно пользоваться моторными плавсредствами. Поэтому к идеальным локациям для поселков с обустроенной береговой и причальной зоной я бы отнес берега залива, Ладожского озера или крупных рек, впадающих в них.

Алексей Шаскольский,
председатель правления Санкт-Петербургского регионального отделения
Российского общества оценщиков:

– Для коттеджных поселков близость воды — фактор некритичный, но существенный. Это обстоятельство может добавлять к цене минимум 10%. Вкладываться в недешевую береговую инфраструктуру имеет смысл для проектов бизнес-класса и выше.
У меня дом на Ладоге, поэтому плавсредства, конечно, есть. Выползать на воду стараюсь чаще, получается — реже (хозяйственные дела затягивают). Лодка на пирсе, байдарка у товарища
в той же деревне, катер на участке соседа, живущего постоянно. Перевожу специальным прицепом, слип обновляем каждый год (отсевом).
С Финляндией сравнивать некорректно: бремя владения плавсредством, забота о его сохранности, несопоставимо более низкая платежеспособность населения и вытекающая из этого неразвитость инфраструктуры (марины и пр.) — основное.
И дурацкое регулирование: трехметровый катер оказывается в той же категории маломерных судов, что и 20-метровая яхта, и владелец утлого суденышка должен сдавать сложные экзамены, как и мореман-профи. В Финляндии — изучи две странички инструкции основных правил поведения на воде и выплывай. Наконец, у нас чувствительное, еще с советских времен, наследие по поводу госбезопасности: как бы не удрали мореплаватели!

если понравилась статья - поделитесь: