Домашние приоритеты
В ходе опроса, проведенного в июне этого года исследователями ВЦИОМ, выяснилось: 69% россиян считают собственный дом обязательным условием «хорошей жизни». (Счастливый брак назвали 65% респондентов, высокооплачиваемую работу — 57%.0) Даже если сделать поправку на госзаказ (социологическое обеспечение малоэтажной части проекта «Доступное жилье»), данные все равно убедительные.
ОНИ не только обосновывают сегодняшние темпы роста загородного рынка, но и обеспечивают девелоперам, занятым в этой сфере, благополучное будущее. Правда, при условии, что те будут успевать за меняющимися предпочтениями покупателей. В России «черемушек» и «хрущевок» не могла сложиться устойчивая культура домовладения. Представления о том, какой дом лучше всего подходит к нашему климату, из чего должны быть сложены стены, сколько этажей и пр., изменчивы и текучи; набор стереотипов вырабатывается на наших глазах. По словам специалиста ВЦИОМ Татьяны Войлоковой, жители России смешивают понятия «индивидуальный жилой дом», «домовладение», «собственный дом» и «коттедж».
В МОДЕ ПРАГМАТИКА
По данным социологов, для покупателей малоэтажной загородной недвижимости в московском регионе важны следующие факторы: цена жилья, площадь, местоположение (район), качественные инженерные коммуникации. В критерий местоположения входит и транспортная доступность.
Для городской квартиры ландшафт (вид из окна) может влиять на цену в пределах 20%, для загородного дома этот показатель «существенно выше»: по мнению экспертов, до 35–40%.0
Важным фактором является безопасность (согласно «пирамиде Маслоу» — одна из базовых потребностей человека). Зависимость простая: чем дороже объект, тем выше требования к безопасности. Для эконом-класса достаточно охранника в будке, для элиты нужны система датчиков, видеонаблюдение, диспетчерский пункт и пр.
Архитектурное решение имеет больший вес на продвинутых рынках (Москва и Подмосковье, Петербург и Ленобласть, Краснодарский край). Для россиян из других регионов архитектура — на предпоследнем месте в перечне приоритетов, однако это вопрос времени.
Татьяна Войлокова отмечает: «Уходит в прошлое помпезная архитектура, вычурная, с башнями; вкус потребителя становится более европейским, предпочтение отдается сдержанным стилям». В московском регионе в ходу классика и скандинавский стиль, в целом по России — классический и «среднеевропейский» стиль, а также модерн.
По данным компании «Мера» (опрашивались покупатели каталога проектов), более половины клиентов выбирают дома площадью 150–250 кв.м, 61% потенциальных покупателей хотели бы построить одноэтажный дом с мансардой или же двухэтажный. Сказывается тяга к земле…
СТАТИСТИКА РОСТА
По данным маркетологов компании «Евросиб-Девелопмент», рынок цивилизованных загородных поселков устойчиво растет. Увеличение объемов предложения в 2006 году составило порядка 30%.0 По мнению экспертов фирмы, в ближайшее время темпы роста объемов предложения сохранятся, однако он будет происходить прежде всего за счет увеличения доли поселков комфорт-класса.
В конце первого квартала 2007-го на рынке продавались участки в 72 поселках общей площадью порядка 933 га. Ежемесячно в продаже появляются один-два новых поселка, настолько же, по заявлениям застройщиков, увеличивается количество проектируемых коттеджных поселений.
Продажи в нескольких проектах приостановлены, в основном — из-за проблем с разрешительной документацией на землю. По мнению Ольги Астаховой, директора департамента загородной недвижимости компании «Адвекс», подтверждение прав застройщика на землю — один из наиболее сложных моментов в ходе осуществления проекта.
За минувший год, по данным «Евросиб-Девелопмент», реализованы объекты в 21 поселке (по сведениям АН «Итака» — 24 поселка), причем большинство сделок пришлось на лето-зиму 2006–2007 годов, когда люди стали активно искать альтернативу стремительно дорожающим квартирам в городе.
ЦЕНА СВОБОДЫ
Специалисты полагают, что будет расти доля участков, предлагаемых под самостоятельное строительство. «Участки без подряда — это вариант, идеально подходящий для тех, кто не хочет зависеть от концепции создателей поселка, а желает строить такой дом и в те сроки, которые он (финансово) может себе позволить. При этом покупатель пользуется всеми благами организованного поселка», — отмечается в отчете «Евросиб-Девелопмент».
С этой точкой зрения солидарен, например, генеральный директор петербургского филиала ЗАО «Желдорипотека» Эдуард Киямов: он полагает, что накопился «отложенный спрос» на свободу от задаваемых застройщиком рамок.
Директор по продажам и маркетингу комплекса «БельВиль» Олег Гайворонский, напротив, считает, что приятней жить в ансамбле с определенным стилем. «В нашем случае [комплекс «БельВиль» строится на границе с Павловским парком] близость дворцовых ансамблей накладывает определенные обязательства — и нормативные, и эстетико-архитектурные. Финский деревянный “дом-шалаш” выглядел бы здесь диссонансом. У нас все дома каменные…»
По мнению генерального директора АН «Бекар» Ирины Гудкиной, еще одним важным фактором, определяющим взаимоотношения покупателя и застройщика (или риэлтора) становится информированность. «Человек, продающий загородный объект, должен знать район лучше покупателя, — считает Ирина Гудкина. — Что здесь есть (помимо указанного в рекламном объявлении), что появится в ближайшее время: фитнес, булочные, дороги. Какие планы у местной администрации…Вплоть до мелочей. Если на озере Медном происходит молодежная тусовка в 100 метрах от поселка, полезно бы знать — надолго ли это и как часто будет повторяться».
Информации на рынке стало больше, но потребность в ней — еще больше, отмечает Ирина Гудкина. Интерес смещается от самого объекта к окружающей среде.
Причем этот интерес сегментирован по классам объектов. Для покупателей домов эконом-класса важнее всего, по словам риэлторов, «ипотека и магазин». Для поселков бизнес-класса обязательный набор — детский садик, фитнес и пляж (развлечения, досуг, «социалка»). Элита обращает внимание на формирующуюся однородность социального окружения и на «коллекционность» места. Причем если на предыдущей стадии развития рынка близость к «местам дислокации» власти была положительным фактором (см. бурное развитие зоны у Константиновского дворца), то сегодня все чаще он расценивается как негативный. Потому что снайпер на участке в день важного визита мало кому понравится.
По мнению Ольги Астаховой, наиболее важна и наиболее дефицитна информация о реальном положении дел с инженерией. То есть получить заверения застройщика о том, что вот здесь будет газ, а вот сюда подведут электричество, — несложно. Сложнее увидеть договоры, в которых это все прописано. И далеко не всегда в этом вина застройщика — чаще проблема упирается в монополиста.
Маркетологи и социологи фиксируют накопление очень важных изменений. На старте рынка пригородной малоэтажки для большинства покупателей важно было что-то доказать — себе, семье, окружению. Теперь дома покупают не для того, чтобы доказывать, а чтобы жить. А это совершенно иной подход. «На первый план для большинства покупателей выходит комфортность и эргономичность постройки, — подчеркивает Ольга Астахова. — Но и те, для кого важен статус, всерьез задумываются об удобстве и об экономике жилья».
К сведению:
Классификация загородных жилых объектов (по исследованию «Евросиб-Девелопмент»):
эконом-класс — до $100 000 (участки с домами на вторичном рынке в старых садоводствах и в поселках);
комфорт — $100 000–250 000 (организованные поселки с домами и участками без подряда): «Гелиос», «Капелла», «Северная Корона» от «Евросиб-Девелопмент», «Новое Минулово» во Всеволожске, поселки компаний «ПулЭкспресс», «Парквэй»;
бизнес-класс — $250 000–750 000: «Корабельные сосны», «Новый мир», «Элегия»;
элитный — свыше $750 000: «Горки.СПб», «Михайловское — PBL-Холдинг», поселки компании Honka, «Северный Версаль».
Динамика рынка коттеджных поселков
Статус |
I квартал |
I квартал |
Прирост |
В продаже |
55 |
72 |
+17 |
Продано |
7 |
28 |
+21 |
Проект |
9 |
18 |
+9 |
Приостановлено |
0 |
5 |
+5 |
ИТОГО |
71 |
123 |
+52 |
Структура предложения
Тип предложения |
Кол-во объектов |
Объем предл., га |
Участки с домами (УД) |
47 |
495 |
Участки под |
17 |
215 |
УСС+УД |
8 |
223 |
Распределение по удаленности
Расстояние от СПб, км |
Статус |
Всего |
|
в продаже |
проект |
||
До 30 |
26 |
12 |
36 |
30 – 50 |
9 |
- |
9 |
50 – 100 |
34 |
4 |
36 |
Свыше 100 |
3 |
2 |
4 |
ИТОГО |
72 |
18 |
90 |
Данные «Евросиб-Девелопмент»
Предпочтения по площади дома
Площадь, кв.м |
Предпочтения, % |
До 100 |
4 |
101 – 150 |
13 |
151 – 200 |
30 |
201 – 250 |
21 |
251 – 300 |
16 |
301 – 350 |
9 |
351 – 400 |
4 |
401 – 450 |
2 |
451 – 500 |
1 |
501 – 600 |
0 |
Более 600 |
1 |
Предпочтения по этажности
Число этажей |
Предпочтения, % |
Один |
0 |
Один плюс мансарда |
30 |
Один этаж плюс мансарда, |
13 |
Два |
18 |
Два плюс цокольный этаж |
22 |
Два плюс мансарда |
9 |
Два плюс мансарда, |
7 |
Три |
1 |
Три плюс цокольный этаж |
0 |
Три плюс мансарда |
0 |
Три плюс мансарда, плюс цокольный этаж |
0 |
Другое |
0 |
Предпочтения по стеновым материалам
Материал |
По данным |
По данным |
Кирпич |
40 |
27 |
Газобетон |
37 |
30 |
Бревно/брус |
13 |
30 |
Каркас |
5 |
8 |
Другое |
6 |
5 |
Данные компании «Мера» (опрос потенциальных покупателей)
Распределение предложения по районам
|
|
|
|
|||
количество |
S, га |
количество |
S, га |
количество |
S, га |
|
Выборгский |
30 |
415 |
2 |
70 |
32 |
485 |
Всеволожский |
14 |
212 |
12 |
278 |
26 |
490 |
Приозерский |
12 |
70 |
- |
- |
12 |
70 |
Курортный |
4 |
30 |
3 |
3,4 |
7 |
33 |
Гатчинский |
4 |
100 |
- |
- |
4 |
100 |
Кировский |
2 |
10 |
- |
- |
2 |
10 |
Петродворцовый |
2 |
40 |
- |
- |
2 |
40 |
Волосовский |
- |
- |
1 |
10 |
1 |
10 |
Ломоносовский |
1 |
1 |
- |
- |
1 |
1 |
Пушкинский |
3 |
55 |
- |
- |
3 |
55 |
Итого |
72 |
933 |
18 |
361 |
90 |
1294 |
Данные «Евросиб-Девелопмент»
если понравилась статья - поделитесь: