Зачем Петербургу кораблик на шпиле?
В пресс-центре ИТАР-ТАСС прошла пресс-конференция, посвященная проблемам петербургского парусного спорта, практике их преодоления и роли крупного бизнеса в развитии этого спорта.
В дискуссии участвовали президент Санкт-Петербургского парусного союза Сергей Алексеев, командор яхт-клуба Санкт-Петербурга Владимир Любомиров, тренер детской команды «Рауту» Сергей Семенов, президент Российской ассоциации SB20, участник гонки Volvo Ocean Race 2008-2009 Олег Жеребцов, вице-президент Всероссийской ассоциации яхт класса «Четвертьтонник» Дмитрий Жайворонок.
Выступавшие обрисовали весьма печальную картину. Популярность паруса (в сравнении с советской эпохой) упала в разы. Сегодня в Петербурге яхтенным спортом занимаются примерно 270 детей. В 1980-е только в одном из нескольких городских яхт-клубов города насчитывалось вдвое больше.
Законы, нормы и регистрационная практика привели к тому, что Петербург оказался практически отрезанным от спортивной жизни Европы. «У нас за прошлый год – сто заходов иностранных яхт. В соседнем Таллинне – 6000. Это стыдно!»- заявил Сергей Алексеев. Он сообщил, что в этом сезоне спортивные яхты могут просто оказаться вне закона: сегодня прогулочные суда регистрирует ГИМС, коммерческие – Минтранс. Но лодки, участвующие в гонках, ГИМС отказывается считать прогулочными, а регистрировать швербот как танкер – нереально…
Тренер Сергей Семенов привел характерный эпизод: детская команда едет в Европу на соревнования. По дороге туда на таможне провели девять часов, на пути обратно – восемь.
По букве закона, если человек выезжает за границу с яхтой на трейлере, он должен на таможне ее разобрать, все детали сфотографировать, потом собрать обратно! При возвращении ситуация повторится.
Юридические нестыковки резко ограничивают возможности спортивного туризма; проход иностранных яхт даже на спортивные соревнования затруднен, а прием их в самом оснащенном яхтенном порте Петербурга («Геркулес») - юридически невозможен.
В Европе туризм, парусные регаты и спортивная атрибутика приносят миллионные доходы. Петербург, четвертый по величине город Европы, теряет эти возможности.
«С точки зрения социальной роли спорта ситуация также остается тяжелой. Парусный спорт — это прекрасный способ развития детей. Им открывается целый мир: изучение навигации, возможности путешествий, развитие морально-волевых качеств, физическая подготовка», - говорит Сергей Алексеев.
В соседней Финляндии парусный спорт входит даже в школьную программу. У нас подобная практика практически отсутствует.
«В популярной газете “Спорт-Экспресс” десять страниц из 12 – про футбол и хоккей,- заметил Олег Жеребцов.- У нас что, только два вида спорта?»
(На это многое можно заметить. Например, что 10 000 футбольных фанов в едином порыве проголосуют, как надо. А 400 петербургских яхтенных капитанов – вряд ли! Они привыкли самостоятельно принимать решения. Именно эти особенности парусного спорта и дают основания для надежды: если яхтсменам хотя бы не мешать, не спутывать их откровенно абсурдными нормами, они вырулят! - «Пр.»)
С точки зрения технологий парусный спорт можно назвать одним из наиболее значимых для развития науки и производства: сложные композитные материалы, навигационные приборы и многие другие ноу-хау оказываются мощным локомотивом для конструкторских бюро и производств. Сейчас в Петербурге изготавливают только парусное вооружение и корпуса для самого массового типа яхт, и то по лицензии. Ведущие мировые яхтенные державы используют эту область для тестирования современных технологий. Их роль такая же, как в автоспорте - роль «Формулы 1».
Нынешнее существование парусного спорта в Петербурге поддерживают энтузиасты и отдельные представители бизнеса. Например, Всероссийская ассоциация яхт класса SB20 не получает от бюджета ни копейки и живет целиком за счет ее участников.
Но детский спорт не может выживать таким образом: годичная подготовка молодого спортсмена высокого уровня обходится в 40 000-50 000 евро (без учета снаряжения и самой лодки), а из бюджета на весь детский яхтенный спорт выделяется 2 900 000 руб.
Кстати: занятия для детей в яхт-клубе Санкт-Петербурга бесплатные, родители делают благотворительный взнос - 3000 руб. в месяц (на добровольной основе), остальное компенсируют спонсоры.
Есть, конечно, и позитив: Петербург регулярно принимает крупные международные соревнования. Первая неделя июня будет заполнена матчевыми гонками регаты «Паруса белых ночей», в сентябре финиширует Nord Stream Race, в следующем году будет проводиться чемпионат мира в классе SB20, в 2016 году – чемпионат Европы в классе «Дракон».
Компания «Газпром» вкладывает в развитие яхтенного спорта Петербурга и в реконструкцию яхтенного порта «Геркулес» 60 000 000 долларов. «Эта сумма сопоставима с аналогичными затратами европейских яхт-клубов на инфраструктуру, - говорит командор “Геркулеса” Владимир Любомиров. - В планы входят реконструкция порта, устройство слипов, комплекс для технического обслуживания яхт, эллинг, общежитие и гостиница для российских и иностранных спортсменов. Речь идет именно о спортивных судах, частная стоянка не планируется».
2 июня должно случиться знаковое для парусного спорта событие: ожидается подписание региональной Программы развития парусного спорта.
Ситуация с парусным спортом может и должна поменяться — на этом сошлись все участники пресс-конференции.
И Петербург еще имеет шанс вернуть себе почетное место среди «парусных городов» мира.
если понравилась статья - поделитесь: