Председатель правления фирмы «Росса Ракенне СПб» Александр Царев: «Продуманный проект всегда найдет спрос».
Компания Honka присутствует в России более 15 лет. А цивилизованный формат загородной недвижимости (с коттеджными поселками, правами на землю и какой-никакой культурой договоров) у нас сложился примерно в середине «нулевых». Так что компания старше рынка. Поначалу чувствовать себя законодателями мод было несложно – ввиду отсутствия серьезной конкуренции. Но с каждым годом клиенты становятся требовательнее, да и другие участники набираются опыта.
О сегодняшних особенностях рынка мы беседуем с председателем правления фирмы «Росса Ракенне СПб» (эксклюзивным дилером Honka) Александром Царевым.
- Строительство дома – дело крайне консервативное. В этой сфере перемены происходят медленно. В предпочтениях покупателей какие-то изменения в последние годы произошли: тяга к инновациям, к новым архитектурным веяниям?
- Эти тенденции есть, но они действительно проявляются на больших временных отрезках. Причем ярких моментов, связанных с архитектурой, с какими-то изысками, становится меньше. Сегодня объект должен укладываться в финансовые рамки, установленные для себя покупателем, и отвечать определенному набору требований, представлениям о комфорте. Сначала надо заложить базис, а его наполнение – это уже следующий этап.
- Дом как процесс?
- Это вообще присуще человеку – стремление время от времени что-то менять. Возникает усталость от привычной среды… Некоторые покупатели думают об этом уже на раннем этапе. Кстати, одно из преимуществ деревянного дома - его удобно надстраивать, пристраивать и т.д.
В прошлом году несколько клиентов обратились к нашим архитекторам за модернизацией: пристройки, расширение площадей… Здесь всегда есть нюанс: или надо менять то, что есть, или продать и купить следующий объект, который уже будет отвечать новым задачам. А когда место хорошее, уходить не хочется. Деревянные конструкции позволяют это сделать в щадящем режиме.
- Как вы оцениваете состояние рынка?
- Рынок стоит. Можно сказать так: стабильно не развивается. Последний момент подъема – это 2007-2008-й. После кризиса пошло восстановление, но примерно в середине 2012-го рост прекратился.
- Уровень продаж не достиг докризисного?
- По нашей компании – достиг. В целом по рынку – нет. Но и у нас, чтобы выйти на тот же объем продаж, нужно прикладывать больше усилий: работать с заказчиком, придумывать новые стимулы… Рентабельность ниже.
- Так ведь и у финнов сейчас тоже не лучшие времена… Это не повод снизить цены?
- Мы ведем переговоры об этом. К сожалению, это непросто. В том числе и по внеэкономическим причинам: есть такой миф – про богатую Россию и про щедрых русских покупателей, его не так просто развеять. Причем миф формируется не столько поведением отдельных супербогатых граждан, сколько общей культурой потребления.
- То есть когда я в Лапеенранте оставляю на чай три евро вместо полутора – я тоже поддерживаю этот миф?
- Ну конечно! И у нас есть стереотипы: насчет ленивых итальянцев, скупых французов, рациональных немцев, неторопливых финнов… И они тоже очень устойчивы и живучи.
Тем не менее переговоры мы ведем и цены планируем снижать. Потому что и мы, и наши финские партнеры заинтересованы в развитии, как минимум – в сохранении достигнутых позиций.
Те цены, по которым мы сегодня договариваемся с покупателями, уже ниже, чем два-три года назад. Каждый раз это фиксируется индивидуально, через предоставление скидок. Надо сделать это системно. Полагаю, можно говорить о снижении средних цен с середины лета, с июля, на 10-15%. Речь идет о стоимости домовладения в евро.
- Вы не опасаетесь, что после выхода этой публикации звонки и сделки прекратятся: покупатели будут ждать снижения цен?
- У нас же не массовый рынок, у нас нет вала покупателей. С каждым клиентом заключаются те договоренности, которые устраивают и его, и нас. И даже когда (и если) новое ценообразование будет применяться, мы не будем планируем новую рекламную концепцию.
В долгосрочной стратегии необходимо понимание справедливой цены. Несколько лет назад продажи устойчиво росли, и отпускные цены повышались процентов на 5-10 ежегодно. Сейчас ситуация изменилась, нужна корректировка.
- Итак, на рынке стагнация, причем с признаками спада. И вместе с тем каждый месяц появляется информация о запуске все новых проектов, в том числе - элитного уровня. Как вы оцениваете их шансы?
- В каждом отдельном случае успех или неудача зависят от уровня профессионализма тех, кто конкретный проект запускает. Хорошо проработанные проекты в элитном сегменте найдут спрос. Конечно, есть определенная емкость спроса, он ограничен, но говорить о том, что рынок перегружен интересными предложениями, пока не приходится.
Хотя когда выезжаешь за город и через каждые 20 метров – реклама поселка, создается ощущение, что предложение избыточно.
Кроме того, появление новых интересных решений делает уже присутствующие на рынке менее интересными…Иногда проекты морально устаревают, даже не доходя до активных продаж.
- Что сейчас главное, где приоритеты?
- Ничего принципиально нового: грамотное генпланирование территории, обеспечение комфортного проживания, условия транспортной доступности – не более часа. Вода и лес нужны.
К нам иногда обращаются инвесторы: купили сельхозку; пока думали, что с ней делать – вокруг выросли шанхаи из садоводств. Все, элитный продукт здесь невозможен. Изначально закладываются неразрешимые противоречия, оригинальной архитектурой их не устранить. Пригодных для элитной застройки мест в пределах разумной доступности становится все меньше…
- Вы привлекли для работы над генпланом проекта HonkaNova Consept Residence столичную фирму Wowhous. Удовлетворены сотрудничеством? Оправданы ли дополнительные затраты на планирование и обустройство общественных зон?
- Когда я оказываюсь в европейских городках, где инфраструктура хорошо продумана, где много дерева, испытываю белую зависть… И мне хочется сделать нечто подобное в нашем поселке. Концептуально мы удовлетворены совместной работой с москвичами, хотя создание атмосферы, формирование образа – это все еще впереди.
- Продажи в новом проекте уже есть?
- Два контракта уже заключили, еще два на подходе.
- Ощущается ли сдвиг спроса в сторону более высокой готовности поселка?
- Чем сложнее общеэкономическая ситуация – тем больше рисков, тем осторожнее покупатель. В том числе и в оценке заявлений в сравнении с реальностью. Никто не хочет жить в долгострое.
- Оправданна ли новая мода на минимизацию инфраструктуры?
- На этапе подъема, в 2007-2008-м, когда у всех все было хорошо и новые поселки росли, как грибы, появились перегруженные проекты со слабым представлением об их будущей эксплуатации, о финансовой нагрузке на новых жителей. Им, главным образом, и понадобилась реконцепция.
- С кем вы реально конкурируете?
- Мы традиционно с уважением относимся ко всем проектам компании «Петростиль»; рядом с Медным озером строит компания «Русь-НТ» - тоже неплохой проект…
- Как идут продажи в «Медном озере-2»?
- В целом неплохо. Первая очередь продана – 32 домовладения, активно идут продажи и по второй. С начала года заключили несколько сделок. Сезон только начинается. Покупателей, которые обдумывают сделки заранее, все-таки еще мало. Вторая очередь – это 40 га, 80 домовладений. Думаю, нам еще два года понадобится, чтобы создать полноценную сетку дорог, подключить все участки.
- Как строится система управления в уже сданных поселках?
- Концепция Honka – построить, все наладить, запустить и отойти в сторонку. Управление – не наш бизнес. Обычно в наших поселках регистрируется ТСЖ. Это земли поселений, товарищество управляет общим имуществом.
На этапе становления бывают разногласия, но затем все приходит в норму. Сегодня практически каждый заказчик интересуется проблемами управления, это важный фактор.
- Как соотносятся отдельные заказы на ваши дома и продажи в поселках?
- Примерно 40 на 60 в пользу поселков. Полагаю, это соотношение довольно устойчиво: оно зависит от психотипа, а не от состояния экономики. Кому-то нравится жить обособленно.
- Вы работаете и в Москве. Там рыночная ситуация такая же, как в Петербурге?
- В Москве продажи в коттеджных поселках идут существенно лучше. И про застой в Петербурге рассуждают намного больше. В новом проекте «Берег Honka» с начала года из 65 домовладений продано около 20… Какая уж тут стагнация?
- Вы недавно получили премии «Поселок года» аж в трех номинациях. Титулы и награды влияют на продажи? Или это просто хороший PR, и вы экономите на рекламе?
- На известность марки – влияют, на потребительский спрос – сложно оценивать.
- У вас есть преимущество по отношению к другим участникам рынка? Какую прибавку дает марка?
- Это субъективный фактор… Наверное, цены у нас процентов на 10 выше, чем у других финских компаний. И на 20 – если сравнивать с отечественными. Формирование имиджа, создание позитивного бренда – это и есть результат 15-17 лет присутствия на рынке. И призы – далеко не главная составляющая. Самый важный фактор – надежность. За все время работы у нас не было ни одного публичного скандала, связанного с невыполнением обязательств.
- А отдел рекламаций у вас есть?
- Безусловно. И работы у него хватает. Это относится к продукту и к СМР. Строительство – один из самых сложных видов бизнеса. В Финляндии потребитель деревянных домов более лоялен, чем в России, он реже предъявляет избыточные требования.
- Как будет складываться ситуация в ближайшие месяцы и до конца года, от чего это зависит?
- Основной аспект – это внешнеэкономические параметры. Если мировой кризис обойдет нас стороной – можно говорить о позитивном развитии. Если не будет серьезных катаклизмов (Испания, Италия).
- А если продлится стагнация? Сейчас в ней накапливается потенциал для рывка или факторы, ведущие к обвалу?
- Сейчас, на мой взгляд, более вероятным представляется негативный сценарий.
- У России есть шансы отойти от общего тренда?
- Безусловно. Мне непонятно, почему, кроме развития сырьевых направлений, нет ни одного общенационального проекта. Реального, амбициозного большого проекта, где было бы не только вложение денег, но и результат. Причем ориентированного на внутренний спрос. Мне, например, нравятся проекты развития магистральной железнодорожной сети, завязанные на развитие, на связь европейских и азиатских рынков. Мы находимся между ними, очевидный момент – создание транспортной инфраструктуры. Конечно, такой проект потребует сотни миллиардов долларов, но он интересен и был бы востребован. Это может вытянуть не только нас. Дать новый импульс всей мировой экономике.
К сведению.
Honka в переводе с финского – «кондовая сосна».
Реализованные проекты компании: «Хонка Парк», «Русская Швейцария», Honka Family Club, «Медное озеро-1» - под Петербургом, Le Meridian Country Club и «Дачи Honka» - в Подмосковье, «Деревня Демидково» - в Перми.
Сейчас открыты продажи в проектах «Медное озеро-2», HonkaNova Consept Residence, Repino Village – под Петербургом, Honka №1, «Дачи Honka» и «Берег Honka» - в Подмосковье.
если понравилась статья - поделитесь: