715
0
Пронин Александр

Жизнь как роман

Восемь с половиной сотен страниц — вот что такое «Шантарам» в объеме! Другого такого романа в новейшей современной литературе, пожалуй, не сыщешь (если не считать каких-нибудь графоманских автобиографий, которые никто не читает). Поскольку это книга из корпуса «индийских текстов», то правильней всего поставить ее на полку рядом с романами Лесли Форбс. Так вот, по толщине «Шантарам» — это «Лед Бомбея» и «Рыба, кровь, кости» вместе взятые. 

Но довольно о пугающих размерах (с выводами не спешите!), перейдем к содержанию и форме. Сразу скажем, что книга Робертса почти полностью автобиографична, но это, без всякого сомнения, роман: с эпическим размахом в пространстве и времени, с панорамным пейзажем, галереей образов, характеров, социальных типов, картинами жизни и авантюрно-лирическим сюжетом. Местами не без болливудского перебора, сюжетных шаткостей и довольно сомнительных  философских измышлений — «Шантарам» все равно романище. Как ни крути.

Итак, главный герой и рассказчик прибывает в Бомбей авиарейсом из Окленда (Новая Зеландия). По паспорту он Линдсей, но документ поддельный, а на самом деле этот австралиец, совершив у себя
на родине дерзкий побег из страшной тюрьмы, пытается замести следы и найти себе пристанище. Лин не убийца, его не назовешь и человеком криминального мира, но, потерпев крах в семейной жизни (развод, лишение родительских прав), бывший студент университета пристрастился к наркотикам и сел за вооруженный грабеж. Как вы, вероятно, уже догадались, все это произошло с самим Дэвидом Робертсом — равно как и последовавший за «освобождением» спасительный вояж в Индию. Вот такой писатель… И как же великолепно живописует он свой Бомбей! Суета, многоголосица, наполненная ароматами пряностей жарища, яркое солнце и глубокие тени, скопища жалких трущоб и великолепие колониальных административных зданий, дворцов, современных многоэтажек с зеркальными фасадами.

Но самое главное — улыбающиеся индийцы, зарабатывающие на улицах те гроши, что позволяют им не умирать с голоду, а то и от пуль во всевозможных местных политических разборках, как это было в тех деревнях, из которых они бежали. В толпе таких беженцев и местной бедноты Лин встретил своего первого и, по большому счету, самого преданного друга, Прабакера. Маленький, щупленький «лучший гид по Бомбею», одновременно выполняющий обязанности носильщика, вначале нашел ему надежное пристанище, где белый беглец чувствовал себя в безопасности, а потом открыл настоящую Индию. Улыбка Прабакера стала солнцем, по которому Лин — он же Шантарам — сверял путь
в ставшей ему такой близкой стране.

Однако не думайте, что все для нашего интуриста ограничится пасторальными сценками с «простыми индийцами». Увы, Лин встретит в Бомбее не только бескорыстных товарищей, но и пару-тройку очень опасных парней и роковую любовь. Белая девушка по имени Карла так закрутит сюжет, что от очерка почти восторженного паломничества ничего не останется, и роман на глазах превратится в неслабый триллер. Герой вляпается в такое восточное криминальное дерьмо, что просто выжить во всех многочисленных передрягах, уготованных ему судьбой, покажется невероятной удачей. Грегори Дэвид Робертс, как вы понимаете, с птицей удачи дружит. Он остался жив, не превратился при этом в мизантропа, написал книгу,  которая стала мировым бестселлером, а совсем скоро увидит себя в фильме, где фанат романа Джонни Депп попытается явить миру нового Шантарама.  

Александр Пронин

comments powered by HyperComments

май 2010