Монополия на небо отменяется
Небо над Европой плотно закрыл исландский вулкан с названием, похожим на имя древнего демона: Эйяфьятлайокудль. «Большая» авиация считает убытки; легким самолетам пепел на большой высоте — не помеха. Решение об уведомительном порядке разрешения вылетов на Северо-Западе может начать действовать уже в мае. Но авиапарк Петербургского региона пока выглядит скромно, да и с инфраструктурой не все благополучно.
В петербургском арбитраже ТУ Федерального агентства по управлению госимуществом Петербурга пытается оформить в федеральную собственность земли аэродрома «Горская». Территорию в 2,7 млн кв.м в 2008 году передали военным. Пока ведомство добилось запрета на проведение любых сделок в отношении этой земли.
Аэродромом «Горская» еще с 30-х распоряжается аэроклуб ДОСААФ СССР. В 1994 году межведомственная комиссия определила, что все здания и сооружения на участке находятся на балансе ДОСААФ. А в 2002-м городское правительство утвердило границы участка.
Однако в феврале 2008 года КУГИ передал комплекс аэродрома Смирновской квартирно-эксплуатационной части. Это постановление оспорило Российское оборонное спортивно-техническое общество (РОСТО считается «наследником» ДОСААФ), которое пользовалось аэродромом.
Суд отказал аэроклубу РОСТО. Аэродром продолжал работать, хотя формально земля принадлежала КЭЧ.
В начале февраля этого года права на участок предъявило ТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом.
Вокруг территориальных споров ходят упорные слухи о том, что на этой земле некие инвесторы затеяли масштабный проект по возведению коттеджей.
В Ленобласти Градостроительный совет рассмотрел проект схемы территориального планирования Кировского муниципального района. Специалисты проектного бюро «АрхиГрад» в числе прочих идей по улучшению транспортной инфраструктуры предложили зарезервировать в районе территорию для размещения пассажирского аэропорта.
По словам генерального директора «АрхиГрада» Константина Щербины, логика развития региона подсказывает, что северо-восточная часть области и в частности побережье Ладоги будет активно развиваться, и потребность в таком аэропорте обязательно возникнет. Кстати, в советских планах 1976-го и 1988 годов предполагалось строительство аэропорта в районе Мги.
Вопрос в любом случае будет решать федерация.
Идея областного аэропорта обсуждается давно. После того как аэродром «Ржевка» практически прекратил работать, эта тема поднималась неоднократно. Бывший председатель КАГ ЛО Валерий Ким предлагал сооружать аэропорт во Всеволожске. Председатель областного Комитета по транспорту Леонид Теребнев предлагал разместить его в поселках Вещево или Гаврилово. В феврале 2010-го СМИ писали о строительстве дублера «Пулково» в Новгородской области, на месте военного аэродрома в местечке Кречевицы.
Эти дискуссии вдруг заставили нервничать руководство и инвесторов проекта «Пулково-3». В ходе переговоров и подписания соглашения с областным правительством о резервировании земли под третью взлетно-посадочную полосу руководство «Пулково» приложило все усилия, чтобы в договор был включен пункт, по которому ближайшие 30 лет область не будет предпринимать никаких шагов по созданию еще одного аэропорта! Мол, инвесторы не будут вкладывать деньги в реконструкцию «Пулково», если узнают о планах строительства «конкурента».
Хотя, с точки зрения простого пассажира, очень хочется, чтобы инициатива администрации Кировского района получила развитие на федеральном уровне.
Потому что и для пассажиров, и для «малой» авиации конкуренция — только на пользу.
Кстати, в Финляндии с населением чуть более 5 млн человек действуют 23 аэропорта, из них пять международных. Крупнейший авиадискаунтер Ryanair с этого года стал летать из ближайшего к российской границе аэропорта города Лаппееранты. Расчет сделан именно на пассажиров из Петербурга и Ленобласти. Многие питерские турфимы и небольшие компании-перевозчики сразу же стали предлагать трансфер к рейсам Ryanair.
Владимир Любомиров, владелец яхт-клуба «Геркулес», пилот-любитель:
– Принятие правил о разделении воздушного пространства на эшелоны — для любителей и для большой авиации — показывает, что Россия идет в правильном направлении. Хотя мы по-прежнему пытаемся соединить западные правила с российской необходимостью кормить чиновников. Пока документ сырой и двусмысленный, он оставляет чиновникам свободу выбора.
Посмотрим, как в действительности будет разделено пространство, и если свободным останется только простор над тайгой и тундрой — нам легче не станет. Процедура пролета через границу осталась такой же сложной и долгой. Я считаю, что изменения коснутся прежде всего отдаленных районов России, где концентрация чиновников минимальна. Но там, кстати, свобода перемещения наиболее актуальна. Будем надеяться, что процедура подачи заявок на полеты вокруг больших городов станет более формальной и будет занимать меньше времени. Уже начались положительные изменения.
Безусловно, новый порядок даст толчок к развитию инфраструктуры. Прежде всего это коснется вертолетов. Те, кому позволяли финансы, но кого пугали запреты, реализуют свои возможности. У Петербурга в этом плане большие перспективы. Летать можно прямо из центра города.
Рынок будет развиваться. Я думаю, парк частных вертолетов увеличится за три года до 30–40 единиц против сегодняшних 15.
Мы в яхтенном порту «Геркулес» в этом году открываем станцию по обслуживанию вертолетов.
Владимир Артикульный, директор Невского аэроклуба, советник руководителя Северо-Западного межрегионального территориального управления ВТ Федерального агентства ВТ МТ РФ:
– Формально новые правила вступают в силу 1 ноября 2010 года.
Под Тверью уже начался эксперимент. Там составлен список «добросовестных пользователей» воздушного пространства, и пилоты летают, используя механизм срочной подачи заявок. У нас планируется ввести такую же схему в ближайшее время, думаю, в мае она уже будет действовать.
Пока неясно, как будет оформлено разрешение. Конечно, его действие станет распространяться на те случаи, когда у пилота в порядке свидетельство, самолеты и вертолеты зарегистрированы, прошли техобслуживание, выдерживают режимы полетов и летают строго по заявленному маршруту.
Со временем, конечно, будут вводиться новые площадки. Их всегда мало.
Сейчас в Петербурге и в области у частных владельцев — около 60 самолетов и полтора десятка вертолетов. Пилотские свидетельства есть не менее чем у 200 человек.
В регионе действуют около 12 площадок. Популярны Гостилицы, Манушкино, Кронштадт, Бурная, Пулково…
если понравилась статья - поделитесь: