Акватория разогревается
В заливе сошел лед; в Москве прошла международная выставка «Катера и яхты», Всероссийская федерация парусного спорта открыла реестр гоночных лодок; в Петербурге завершился конкурс на открытие маршрутов «водного такси».
Яхтсмены готовятся к сезону, богатому на интересные соревнования
Московская выставка состоялась в «Крокус Экспо». В павильоне выставочного центра разместились 112 стендов. Отметились известные дистрибьюторы катеров и яхт, в том числе Jonacor Marine, East Baltic Marine Group, Royal Marine, Trident Aluminium Boats, Velero Marine и другие. Свои лодки представили российские производители: Euroyachting, Laky Verf, Patriot+, а также турецкие, китайские и словенские верфи.
Судостроители из Словении показали новую мега-яхту — Soraya 46. Первая лодка будет спущена на воду в сентябре 2010-го, презентация пройдет в Монако.
ВФПС провела серию мастер-классов.
О научном подходе к толкованию погодных примет рассказал директор НОУ «Капитан» Сергей Моисеев. Опытом гонок поделился многократный чемпион мира и Европы, главный тренер сборной России по парусному спорту Олег Хоперский. Экономические основы яхтинга раскрыл капитан и владелец команды Valars Кирилл Подольский. О бизнес-регатах в рамках Экономических форумов в Петербурге поведали директора ВФПС Оскар Конюхов и Борис Болтянский.
Организаторы выставки считают важным, что с этого года руководители МЧС (в чьем ведении находится Госинспекция по маломерным судам) включили выставку в план мероприятий и представили свою экспозицию.
Год назад ВФПС начала собирать сведения о спортивных яхтах. Сегодня на учете в национальном Реестре гоночного флота состоят 1423 лодки. Реестр открыт, его можно посмотреть по ссылке http://www.vfps.ru/upload/docs/Reestr_dlq_publikacii.xls. Эти сведения полезны хотя бы тем, что можно составить примерное представление о российском парусном флоте.
В регионах работают 39 отделений Судового регистра ВФПС. Следующий шаг — признание этого документа страховыми компаниями. Пока на сайте Парусного союза сообщают: «Ведется работа с рядом страховых пулов».
В Петербурге ЦНТИ «Прогресс» в начале июня организует пятидневный межрегиональный семинар, посвященный особенностям строительства и эксплуатации объектов у воды. Организаторы имеют в виду яхт-клубы, базы-стоянки, причальные комплексы коттеджных поселков и пр.
В программу включен выездной семинар с экскурсией в яхт-клуб «Терийоки», вести его будет генеральный директор «Терийоки» Анна Лебедева.
В мае на городской акватории начнут работать «водные такси». Администрация подвела итоги конкурса. Маршрут Арсенальная наб. — Эрмитаж — Кронштадт будет обслуживать фирма «Водоход Санкт-Петербург», Приморская линия (Ленэкспо — Петропавловка — Синопская набережная) досталась фирме «МБС». На Пригородном маршруте (Кронштадт — Невская губа — Ломоносов) будут ходить катера «Северо-Западного пароходства». Самый перспективный маршрут — Центральный (Арсенальная набережная — Большая Невка — Старая Деревня — Карповка — Арсенальная) — достался фирме «Интер яхт сервис».
Билеты будут стоить (в среднем) по 50 рублей, программа дотируется из бюджета. Перевозчики уже закупают и строят кораблики.
Эксперты полагают, что у туристов новый вид транспорта будет пользоваться спросом, а вот дорожные пробки он вряд ли разгрузит.
Перед началом сезона мы спросили наших экспертов: какие события будут самыми интересными и какие проблемы яхтенного спорта пока остаются нерешенными?
Игорь Фролов, генеральный директор яхтенного порта «Геркулес»:
– В сезоне будет много интересных гонок. В июле у нас пройдет чемпионат Европы в классе SportBoats. Его особенность — мобильные интересные лодки и большое число участников. Организатором выступает Русская морская гоночная ассоциация. Со стороны Петербурга в проведении этих гонок участвуют Санкт-Петербургский парусный союз и яхтенный порт «Геркулес».
Гонки проходят вблизи берега. Кроме того, в августе у нас будет проходить российская Спартакиада молодежи. Официально ее проводит Министерство по делам молодежи, спорту и туризму, которое делегировало полномочия петербургскому Комитету по физкультуре и спорту. Будут участвовать порядка 150 детей и юношей. После гонок Спартакиады пройдет первенство города, затем — России. Событие знаковое, потому что в Петербурге детский чемпионат России не проводили никогда. Заявлено 12 классов, 450 участников и 300–350 лодок. Вместе с гостями, тренерами, судьями ожидается человек 600. Организаторы — СК «Парусник» и «Геркулес». Это весьма затратное мероприятие, его бюджет оценивается в 5 млн рублей. Сейчас мы ведем работу по привлечению спонсоров.
Сейчас востребованное предложение в рамках яхт-клуба — курсы по обучению практическим основам управления катерами и яхтами. В конце мая мы открываем школу для взрослых, она будет работать на территории порта «Геркулес». Прошедшие курс обучения могут легко сдать экзамены на получение прав ГИМС на управление маломерными судами.
Многие наши сограждане ездят отдыхать на юг, на Средиземное море, где все марины заставлены яхтами. Но чтобы взять яхту в чартер, нужно не только предъявить документ, подтверждающий право управления, но и зачастую доказать практическое умение. Навыки, полученные у нас в школе, подходят для дневного круизинга.
Кризис, конечно, изменил рынок. Люди стали меньше покупать дорогие яхты или менять их на новые. В основном ограничиваются, как в соседней Финляндии, семейными лодками максимум 9–10 м. Правда, в Финляндии обеспеченность судами на два порядка выше. Это связано с природными особенностями, с обилием островов, шхер, озер внутри страны помимо побережья. У нас мелкий залив и, кроме того, резко выражена сезонность.
В общей сложности в Питере занимается и увлекается водным спортом 1000–1500 человек. Если все лодки из всех якт-клубов вывести на воду, то получится около 100 крейсерских яхт и 20–30 шверботов. Нормальное количество для Петербурга с учетом того, что город расположен на воде и протянулся вдоль залива, — думаю, тысяч сто… Так что нашему бизнесу есть куда расти.
Поддержки от города пока, к сожалению, не видим. Чтобы выкупить участок, прилегающий к нашему яхтенному порту, заплатили городу по рыночной оценке, около 1 млн евро. То есть спорт, регаты и детские секции городу нужны, но не сами по себе, а как приложение к миллиону евро.
Сильно тормозят развитие яхтинга устаревшие правила плавания по внутренним водным путям для иностранцев. В Думе работают с этим вопросом, но раньше чем в следующем году все равно не успеют. В Москве мало воды, но желания больше, и яхтинг там развивается очень быстро. Они стремятся к дефициту, а у нас хоть и есть перспективы, но такого массового стремления нет. Это питерская особенность: что имеем, не ценим.
Наталья Федорова, вице-президент Санкт-Петербургского парусного союза:
– Сезон очень насыщенный. Первая крупная регата — 20–30 мая: «Вандея — Петербург — Вандея», 50-футовые тримараны стартуют в Сен-Жиль-Круа-де-Ви, финишируют у форта «Обручев», затем одна гонка пройдет в Петербурге, в Невской губе. Третий этап — обратно в Вандею. Гонка приурочена к году Франции в России. Жаль, что наши яхтсмены не участвуют: у нас нет таких лодок и не хватило времени на подготовку экипажа.
Со 2 июня по 13-е — «Паруса белых ночей». Проводятся пятый раз. Квалификация пройдет в «Геркулесе», будут детские дни, регата для журналистов и, наконец, гонка для профессионалов. Главные события состоятся у Петропавловки — это традиционное место, здесь собирается много зрителей.
С 3 по 10 июля — чемпионат Европы в классе SportBoats, регата пройдет в Невской губе, на базе порта «Геркулес».
Конечно, важно, что в этом году детские и юношеские соревнования пройдут в Петербурге. Может, хотя бы это привлечет внимание городских властей к финансированию детского спорта.
Перспективные ребята появляются только благодаря усилиям заинтересованных лиц. А они не могут вытянуть огромный город. В этом году в городе пройдет Спартакиада — а у Петербурга нет сборной, просто нет подготовленных ребят определенных годов рождения!
Это системная проблема. «Геркулес» проводит соревнования за свой счет.
Понятно, что другая крайность — коммерциализация. Когда яхт-клубы пытаются развиваться, отдавая территорию под коттеджные проекты, под использование, не связанное с яхтингом.
Весь петербургский парусный флот — порядка 70 лодок, которые участвуют в соревнованиях. Активных гонщиков — около 500. Всего занимаются яхтингом от 1500 до 2000 человек.
У нас огромные проблемы в таможенном и пограничном законодательстве. У лодок, которые прибыли к нам по земле, больше прав, чем у тех, которые пришли по воде. В официальном пункте пропуска (Морской вокзал) — место для двух-трех яхт, это на весь многомиллионный город. Правила растаможки и временного ввоза-вывоза запутанны и сложны. Чтобы участвовать в интересных гонках, многие оставляют лодки в Средиземном море…
если понравилась статья - поделитесь: