1332
0
Дмитрий Синочкин

«Я мечтаю, чтобы строчной рекламы вообще не было»

К Игорю Келиму, который возглавляет издательский дом «Бюллетень Недвижимости», риэлторы относятся примерно как компьютерщики к Биллу Гейтсу: многие не любят, но все пользуются. Он выпускает несколько изданий: собственно «Бюллетень», «Деловую Недвижимость», «Финансовые услуги», «Колеса», «Сдам-Сниму». Но в последнее время главный его интерес — интернет-проекты.

– Насколько справедливы опасения, что интернет-СМИ вытеснят традиционные бумажные газеты и журналы? 

– Никто никого не вытесняет. О том, что Интернет уничтожит «бумажную» прессу и телевидение, говорили непрофессионалы. Как и о том, что телевидение убьет кино или театр. Происходит переформатирование. Они могут сосуществовать в симбиозе. Другое дело — применительно к нашему бизнесу — что у покупателя стало гораздо больше возможностей самостоятельно искать объект. Поиском дома или квартиры в сети может заниматься любой «чайник». Ну, допустим, выбрал. А дальше — все равно начинается риэлторская деятельность. Сопровождение сделки, проверка на безопасность…

– На загородном рынке так же просто найти нужное, как и на городском?

– Даже более комфортно — из-за специфики. На загородном важно сначала рассмотреть предложение в подробностях, а потом уже выходить на продавца, узнавать детали. Иначе ведь не наездишься. – Считается, что на загородном рынке выше юридические риски. Объект по всем параметрам подходит, а в бумагах — что-нибудь не то… – Что значит — «не то»? Специализированный юрист должен подсказать, как из этой ситуации выйти. Многие правовые проблемы, связанные еще с советскими «хвостами», большей частью великолепно решаются. – Мы не привыкли работать с адвокатом…

– У нас многих привычек нет. Например, ехать по шоссе в своем ряду… Приезжают знакомые из Риги… «Как у вас хорошо, — говорят, — можно ездить, как хочу. А в Риге за это “как хочу” я немедленно поимею разговор с полицией…» – Недавно на «круглом столе» маркетологи говорили о том, что информации, которую предоставляют застройщики, недостаточно для принятия решений. Главная проблема — непонятно, что будет вокруг через несколько лет.

– В городе — уже более-менее понятно… За КАД условия несколько другие. Многое зависит от того, как доносится информация. И потом — уже вовсю разворачивается реальная конкуренция. Не как раньше — ах, все бросились в Комарово покупать хоть что-нибудь. Экстенсивный рынок давно кончился. Люди поумнели. – Однако спрос все еще опережает предложение, и цены растут быстрее инфляции. – С одной стороны, стало больше выбора, больше качественных объектов. С другой — ареал покупателей расширился. Много приобретают москвичи, граждане из стран СНГ. В том числе — потому что дешевле, чем в городе, проще перевезти семью. Покупателей с юга мало на престижных направлениях, их почти нет на Карельском перешейке. А в ближнем пригороде — сколько угодно. Риэлторы это отлично знают. В Москве поговаривают, что «казахские беженцы» заполонили Рублевку — бывшие министры и так далее.

– Вернемся к информационному обеспечению. Если сравнивать представление в Сети городских объектов, зарубежной недвижимости и частных домов в пригороде — есть заметная разница в подаче информации?

– Тот способ подачи информации, который ввел в свое время «Бюллетень», то есть строчный формат, — совершенно неприемлем для зарубежного рынка. В мире такого просто не было, это у нас от бедности. Дать строчку — это было здорово, особенно в 1998 году. В мире объявлений без фотографии вообще не бывает. Человек хочет видеть, что он собирается покупать. И мы к этому придем. Интернет — мировая сетка. И мы не можем себе позволить работать по-другому.

– Насколько пересекаются покупатели и пользователи? Какую долю покупателей охватывает Сеть?

– Огромное количество покупателей не владеет Интернетом. Есть уйма исследований, в них даются разные цифры. Наша аудитория — если говорить о портале БН.ру — растет, но насколько — сказать не могу по чисто техническим причинам. Мы сейчас переносим серверы из Москвы на одну из точек в Петербурге… БН.ру в нормальной ситуации в понедельник обслуживает 23 000 – 24 000 уникальных посетителей. К концу недели этот показатель снижается, это особенность специальных сайтов. Сам портал несовершенен, есть проблемы с провайдером. Потенциальная аудитория намного больше — значительная часть пользователей просто не может попасть на наш сайт. Мы сейчас решаем эту проблему. Мы не рассчитывали на такое увеличение. Когда начинали, было три-четыре тысячи «уников». Неожиданные цифры привел портал Фонтанка.ру. Они поставили наш сайт вторым по посещаемости из петербургских СМИ. После Фонтанки, естественно.

– Интернет — прибыльное дело?

– Конечно. Но пока это не основной наш источник дохода. «Бюллетень» ведь тоже растет. По соотношению доходов и затрат сайт — гораздо более эффективный носитель. Если грамотно его организовать.

– Многие риэлторы считают «Бюллетень» монополистом и соответственно к нему относятся…

– Сейчас «Бюллетень» уже не вызывает агрессии. У нас цены намного ниже, чем они готовы платить. Строчная реклама — это не главный источник дохода, это способ создать толщину издания, объем информации. Я мечтаю, чтобы строчной рекламы не было.

– Рынок предлагает десятки тысяч вариантов. Удобно ли ориентироваться в таком массиве картинок?

– Запросто. При нормально работающей сетке. Вот сейчас (заходит на сайт) объем баз: по жилью — 26 698, по аренде — 11 718. По загородной — 1776. По коммерческой недвижимости около 6000. Сегодня клиент хочет выставлять в рекламу все подробности — чтобы легче было найти покупателя. Многое зависит от того, как ведут себя риэлторы. Риэлтор нужен, если его участие облегчает сделку, а не как некоторые… Удваивают цену, связывают тебя кабальным договором, и ты в итоге еще и должен. В нормальной фирме таких «головняков» нет.

– Насколько важна информационная составляющая портала: аналитика, новости?

– Ее значение возрастает. Человек должен знать, что происходит и что будет происходить… Как правила движения.

– А нет ли здесь конфликта интересов? Если пользователь и так все знает — зачем ему агент?

– В Интернете можно все прочитать по медицине: и что у тебя за болезнь, и как лечить. Но вряд ли пользователь обойдется без врача и без диагностики. Впрочем, у «Миэля» есть замечательная программа — типа «Сам продай». Отличный рекламный ход: как только ты все это изучишь, тебе в жизни не захочется этим заниматься.

– Московский загородный рынок — в плане информации — похож на наш или отличается?

– Там продажи идут по аналогии с городскими. И продают, кстати, те же самые фирмы. Они активно покупают дома у нас, в Финляндии. Разница в том, что для нас загородный ранок — это Карелия и область, а для них — вся страна, любое место, где можно отдохнуть. У них нет Карельского перешейка, Валдая. Формат «дальняя дача» уже даже не за 100 — а за 400 километров. При этом москвичи очень активно пользуются Интернетом. Даже на сайте БН.ру… Сейчас посмотрим… В стандартной ситуации 15% посетителей — москвичи.

– У тех, кто ставит к вам рекламу, есть реальное представление о ее эффективности?

– Хотел бы я, чтобы так было… Риэлторы рекламу мониторят плохо. Разве что несколько серьезных фирм. Но объективного представления о том, кто из покупателей от какого СМИ пришел, у большинства компаний нет. Пока те, кто платит за спецпредложения, за наиболее выгодные места на сайте, — они довольны. Вот пользователи из Москвы, вот Тюмень, сырьевые регионы. В среду из Владивостока — 43 посетителя, Новосибирск — 123, Екатеринбург — 110. Посчитай, сколько стоит доставить туда 110 номеров журнала…

– У вас есть загородный дом?

– Есть, в Зеленогорске. Там четыре коттеджа на одной огороженной территории. Один из них мой. Участок — кажется, 12 соток. Такой мини-поселок. Десять минут пешком от залива.

– Кто соседи?

– Я не любопытен…

– Через Интернет выбирали?

– Что там выбирать, если я 21 год в Зеленогорске жил каждое лето. Снимали дачи в разных местах. Так исторически сложилось.

– Как насчет работы в формате удаленного доступа, чтобы не ездить в офис каждый день через центр?

– При нормальном развитии сетей — конечно. И еще надо преодолеть собственную паранойю: вот если ты не пришел на работу, то все — мир рухнет. Многие программисты сидят (условно) в Урюпинске и работают на Вашингтон. Просто они больше времени посвящают себе. Один наш коллега создал сеть, вообще не видя людей. Из Турции. И вот только недавно они собрались в Анталии, и он впервые увидел своих сотрудников.

– Интернет для вас на сегодня — главное занятие?

– Да. Уже года два, наверное.

– А с чего вдруг?

(Долгая пауза) Сложный вопрос. Это все постепенно накапливалось. Я пользовался информационными ресурсами: Газета.ру, Лента.ру, CNN, BBC… В какой-то момент возникло ощущение большей их информативности и оперативности, даже по сравнению с телевидением. От пользовательского интереса родилось желание создать аналогичный продукт в своей отрасли. И стать лидером. В Питере мы и стали лидером. Правда, если сравнивать то, что мы сделали, с мировыми ресурсами — это полное г… Но мы бьемся. Хотя вполне можно было бы не париться и стричь купоны.

– Есть амбиции российского уровня?

– Это не амбиции, это необходимость. Для начала мы «подцепим» Москву. Стратегия уже построена — мы упираемся именно в технические, а не в управленческие проблемы.

То есть вы будете продавать московскую недвижимость москвичам, сидя здесь и не жужжа?

– Именно так. К сведению: Игорь КЕЛИМ Родился в Ленинграде в 1961-м, учился сначала в 216-й, потом в 321-й школе. Закончил Институт киноинженеров по специальности «звукотехник». По специальности не работал ни дня, трудился в «конторе», которая изготавливала микросхемы. В 1992 году начал налаживать межриэлторский обмен — листочки с вариантами, которые разносились между агентствами. В 1995-м зарегистрировал «Бюллетень Недвижимости».

Беседовал Дмитрий СИНОЧКИН

если понравилась статья - поделитесь:

май 2008

Дома и люди
Обустройство