1545
0
Дмитрий Синочкин

Вокруг дерева

В отеле «Балчуг Кемпински» прошел «круглый стол», посвященный особенностям деревянного домостроения.

Встречу организовали руководители российского представительства фирмы HONKA при поддержке ИД «КоммерсантЪ». Вел разговор обозреватель «Коммерсанта» Андрей Воскресенский. В общей части обсуждения выяснили, что клей, используемый при изготовлении клееного бруса, экологически безопасен, что потребителей на самом деле больше интересует комфорт, а не экология, и что в Европе из дерева возводят архитектурные шедевры, а у нас покупатели только-только начинают понимать, что деревянный дом — не обязательно дача.

МОДА НА ЭКОЛОГИЮ

По данным директора московского представительства HONKA Александра Львовского, около 30% рынка загородного домостроения в Подмосковье и по стране в целом приходится на долю деревянных домов. При этом интерес к ним с каждым годом растет. В Ленинградской области складывается благоприятная ситуация для развития этого сегмента: по словам директора департамента маркетинга компании «Петербургская Недвижимость» Михаила Бимона, дерево используется в дорогих поселках, рассчитанных на небольшое количество домовладений. Председатель оргкомитета премии «Поселок года» Олег Ступеньков подтвердил растущий интерес покупателей к деревянным домам и в качестве примера привел успех коттеджного поселка «Истра Кантри Клаб» на Новорижском шоссе, где построено 350 таких домов. Мода на качественное дерево распространяется, по словам г-на Ступенькова, и в регионах: подобные поселки строятся в пригородах Оренбурга, Новосибирска, Перми. Генеральный директор Финско-Российской торговой палаты Мирья Тири отметила, что в Финляндии рынок недвижимости отличает сильная конкуренция между деревянными и каменными домами. «Все чаще дома из дерева строят даже в городах, потому что придают большое значение их экологичности, что особенно важно для людей, страдающих различными аллергическими заболеваниями», — сообщила г-жа Тири.

НЕГОРЮЧЕЕ ДЕРЕВО

Интересный разговор состоялся по поводу пожарной безопасности деревянных построек. Все оказалось не так просто, как представляется со стороны. Алексей Корзун, начальник отдела продаж «Эко-Плаза» (компания представляет интересы фирмы Kontio в России), сказал: «Пожалуй, нет такого заказчика, который не задавал бы вопроса о пожарной безопасности. На мой взгляд, с этой точки зрения в деревянных домах есть два аспекта. Первый — весьма высокий уровень инженерии, в том числе электрической проводки. И второй — правильная эксплуатация (включая кухню и сауну). На протяжении десяти лет мы ни разу не покрывали дома каким-то составом, препятствующим возгоранию: антипирены токсичны». С ним согласна директор по маркетингу компании «Вуокатти-Русь» Дарья Стрельченко: «Мы тоже не используем антипирены, потому что они превращают дом в пластмассовый, убивая все свойства дерева. У наших финских коллег есть японские партнеры, весьма дотошные люди.

Они провели эксперимент. Взяли стену из нашего бруса размером три на три и стену кирпичную, поместили их в доменную печь. Через 45 минут проверили — кирпичная рассыпалась, а в деревянной прогорела одна ламель». Тему продолжил Александр Львовский: «В России действуют довольно жесткие нормы и правила, связанные с регламентом пожаробезопасности, и мы, конечно, их соблюдаем. Наши конструкции имеют все необходимые сертификаты. Вероятность возгорания любого дома во многом зависит от того, насколько правильно выполнены работы по инженерному обеспечению, в частности, по электроснабжению. Проблема пожаробезопасности — это, скорее, вопрос выбора страховой компании. А что касается пропитки… Ни Vuokatti, ни Kontio, ни HONKA не используют антипиреновые покрытия в строительстве частных домов. Конечно, в постройках общественного назначения мы выполняем все противопожарные мероприятия, которые нам предписываются». «Когда речь идет о деревянном строении, — заметила руководитель отдела загородной недвижимости компании IntermarkSavills Нина Резниченко, — люди делятся на две категории. Одни положительно относятся к деревянным домам, а других — что бы мы ни говорили о пожаробезопасности и об экспериментах, проводимых уважаемыми компаниями, — невозможно убедить. Это неприятие на генетическом уровне… Осталось, наверное, с тех пор, как Москва горела».

ПОЛЯРНЫЕ НИШИ

Тема психологического фактора, мотивов, предопределяющих выбор и заложенных в подсознании, обрела неожиданный поворот в выступлении Андрея Бенина, заместителя руководителя Федерального агентства лесного хозяйства. Он говорил о «развенчании мифов», о том, что «деревянный дом у нас каждый видит в душе», и это видение может быть очень различным. «Если мы строим дом, то навечно, как минимум — внукам. А наши дети уже хотят жить иначе, тем более внуки. Мы живем в развивающемся информационно-технологическом мире. Сейчас требование долговечности как таковое не нужно. Технология массовой застройки, массового оборота — это один из основных двигателей одноэтажной Америки, а у нас, к сожалению, менталитет иной». Тему продолжил Георгий Кузин, исполнительный директор «РДР-Холдинг»: «У нас щитовой домик на шестисоточном дачном участке — совершенно точно от английского слова shit, и люди это запомнили. В подсознании это осталось. Деревенская изба — это тоже не “домик в деревне”: коровки, облачка, все красиво — а именно деревня в плохом понимании. Именно поэтому у нас такие проблемы с маркетингом деревянных домов: построить-то их можно, поставить — продать сложно…» По мнению Михаила Бимона, дом из бревна может быть либо очень дешевым («самострой»), либо очень дорогим. Хорошие дорогие дома из бревна или из клееного бруса размещаются в самых живописных местах, там, где применение дерева органично. А рынок в целом, считает г-н Бимон, «уходит в сторону хорошей панели и хорошего каркаса. И не только в эконом-классе». Александр Львовский, похоже, согласился с таким распределением рынка: «Мы не хотим строить по 200–300 домов на единице площади. Наша цель — создавать архитектурные шедевры с высокими потребительскими свойствами. Мы делаем только индивидуальные дома, у нас нет поточного производства. Под Петербургом мы построили, наверное, самые интересные поселки не только в Ленобласти, но, думаю, и по России в целом. И в них поражает не размах, а комфорт и совмещение с природной составляющей, и мы не особо хотим их рекламировать и тиражировать. Мы, может быть, никогда не получим премию “Поселок года”, но людям, которые живут в наших домах, это и не нужно…

На сегодня квадратный метр “под ключ” обходится клиенту в цену, сопоставимую со стоимостью жилья серии П3М или П44Т. То есть около $3000. Только мы не продаем квадратные метры, мы все-таки продвигаем семейные ценности…» Далее пошла полемика вокруг невозможности переноса производства в Россию (без потери качества); участники спорили о том, как бороться с «хонкоподобными», и почему в Финляндии — при несопоставимых лесных площадях — производится больше «деловой» древесины, а у нас в основном кислород, о ценовой политике и снова — об особенностях восприятия. Краткий итог подвел Андрей Воскресенский: «Бог с ним, с клеем, сосна должна быть финской, земля — российской (вкупе с кислородом), компания — не “хонкоподобной”, цена — около 2000 евро за “квадрат”, а за семейные ценности придется выложить примерно полмиллиона». Стенограмму выступлений читатели «Пригорода» могут получить, обратившись по адресу anna@prigorod-rt.ru Pardon! В предыдущем номере по вине редакции была допущена грубая ошибка. Исправляемся: компанию «Константа» возглавляет Константин Крюков. А Михаил Крючкин — директор по коммерции и развитию компании «ПетроСтиль».

Дмитрий СИНОЧКИН

если понравилась статья - поделитесь:

май 2008

Дома и люди
Обустройство