1462
0
Дмитрий Синочкин

Инвестиционная рулетка

Когда говорят о недвижимости как о товаре, обычно в качестве аналогов приводят дорогие автомобили. Действительно, по цене, да и по значимости — покупки сопоставимые.

Но есть существенная разница. Самый навороченный джип через два-три года сильно потеряет в цене — даже если его не бить. Просто из-за морального износа. Появятся другие, с новыми опциями. А вот новой Карелии не будет. И Павловский парк вряд ли сильно изгадят в ближайшие несколько лет. Так что жилье со временем имеет шанс подорожать. Если правильно его выбрать. Вот о критериях выбора загородных объектов с расчетом на вырост и шла речь на семинаре, который проводился в рамках загородной секции на Ярмарке недвижимости.

По ходу дискуссии участники сформулировали основные принципы, позволяющие покупателю рассчитывать на последующее удорожание приобретенного дома: «кустовая» организация инфраструктуры; выбор недооцененных зон; забота о качестве материалов и технологий; приоритет единой архитектурной концепции поселения над хаотичной застройкой. Марина Карпихина, директор по маркетингу компании «Родэкс Северо-Запад», остановилась на двух вариантах решения проблем с инфраструктурой. Поселки или «лепятся» к сложившимся поселениям («БельВиль» — к Паловску, «Сторожевая гора» — к Агалатово и пр.) или начинают сосредоточиваться поближе друг к другу (как проекты «Олимпа-2000» и других застройщиков в Репино — Ленинском). Но близкое соседство со сложившимися поселениями имеет не только плюсы. Неизбежное следствие — социальная неоднородность, со всеми вытекающими… В Москве, по словам г-жи Карпихиной, уже очень заметна тенденция к укрупнению поселений. Однако набор социальных функций для нормальной повседневной жизни (школа, детский сад, поликлиника и пр.) может возникать при количестве домовладений от 1000. Для одного поселка это очень много, да и не вполне вяжется с нашими представлениями о загородной жизни. Так что, по-видимому, строительство нескольких поселков в двух-трех километрах друг от друга — оптимальный вариант для Северо-Запада.

Андрей Бочков, зам. генерального директора «ПулЭкспресс Груп», уточнил: чтобы включить коттеджный комплекс в границы поселений, нужно изменять генплан. А муниципальному образованию это невыгодно, так как требует дополнительных вложений. Олег Корзов, коммерческий директор Village Consulting, кратко, но выразительно обрисовал перспективы изменения цен на дома из клееного бруса: в рамках государственной политики ужесточились пошлины; финские производители подняли цены на свои дома. По расчетам маркетологов Village Consulting, петербургские компании могут изготавливать 100–120 деревянных домов (без учета каркасных) в месяц. Спрос увеличивается, дерево используется не только для дач, но и для элитных объектов в ближнем радиусе. «Цены на сырье будут расти, а производство — нет. Цены пойдут вверх. Сейчас еще можно приобрести дом за 4–5 млн рублей, но скоро они кончатся», — предупредил Олег Корзов. Александр Тулаев из компании «ТОП ХАУС» сообщил, что предпочтения большинства покупателей, которые планируют строить дом для постоянного проживания, смещаются в сторону высококачественных и недешевых материалов: «Чем ближе [к городу — «Пр.»] — тем больше внимания к каждой мелочи. Раньше на первом плане были финансовые соображения, стоимость. Теперь люди выбирают из известных брендов. Потому что это не только дом, но и вложение денег. Жизненные планы меняются. Возможно, дом придется продавать. И если он построен из качественных материалов, значит, дольше будет стоить дорого». Светлана Невелева, советник руководителя компании «Стинком», говорила о том, как соотнести расстояние и перспективу. («Стинком» в числе первых начал реализовать крупные проекты в 100 и более километрах от Петербурга.)

По ее словам, все более дефицитными становятся хорошие участки вблизи водоемов. И если нужен дом «на вырост» — можно поступиться состоянием дороги и дистанцией, но выбрать у озера. Если объект расположен на хорошей воде, 120–130 км уже не пугают. Инвестиционно привлекательным в «Стинкоме» считают Приозерское направление, даже с тем шоссе, которое есть сейчас. Еще одно интересное наблюдение: «В Комарово, Зеленогорске обитатели могут похвастать локацией. Но чтобы спокойно выкупаться, им приходится садиться в машину и ехать еще 40 км, — говорит Светлана Невелева. — То есть жителям многоквартирных домов Сестрорецка, Зеленогорска, Стрельны тоже нужна дача. Так что откуда считать расстояние — еще вопрос». Кроме того, по мнению г-жи Невелевой, если рассчитывать на рост цены, то типовой проект предпочтительнее уникального. Андрей Бочков подтвердил тезис об увеличении приемлемого для покупателя расстояния: «Поселок “Борисово” в Приозерском районе, в 70 км от города, мы начали продавать в 2005-м, продали за полтора года 240 участков. Начинали с 2300 у.е. за сотку. Вторичные продажи идут с прошлого года. Актуальная цена по реальным сделкам — 10 000 у.е. за сотку». И все участники обсуждения дружно согласились с тем, что предугадать планы администрации по дорожному строительству, по размещению производственных объектов — практически нереально. То есть элемент «игры в рулетку» даже при самом вдумчивом подходе сохраняется.

Дмитрий СИНОЧКИН

если понравилась статья - поделитесь:

май 2008

Дома и люди
Обустройство