2765
0
Гришин Игорь

Илья Вереск: «Свет – это эмоции, настроение»

Многие архитекторы и дизайнеры предпочитают в своих проектах решать проблемы со светом, освещенностью пространства функционально. Но есть и те, кто считает световые решения важным фактором для комфортного проживания. Такой позиции придерживается, например, светодизайнер Илья Вереск.

- У нас в стране не так много людей, которые занимаются светодизайном, и еще меньше тех, кто даже в интерьерных проектах особое внимание уделяет световым решениям. Почему вы выбрали именно этот путь?

-  У меня не совсем профильное образование, начинал я с техники. Вырос на Севере, в нефтяных краях, и, естественно, первое образование было техническим. Но как-то попав в Санкт-Петербург, понял, что хочу жить здесь. Пришлось все менять. Поступил на юрфак, даже получил красный диплом. Готовил кандидатскую, но понял, что и это совсем не мое. А искусством все это время занимался как хобби, и свет меня всегда интересовал. Различные оттенки, меняющиеся с освещенностью. Когда занялся творчеством профессионально, в начале карьеры даже комплексовал. Вроде и написать о себе в каталоге выставки нечего, нет ни Мухи, ни других художественных школ. (Илья - не первый светохудожник, который сталкивался с такой проблемой: см. «Пригород», декабрь 2011-го, интервью со всемирно известным автором светильников Энцо Кателлани. – Пр.) Но сейчас я окончил Лондонскую высшую школу дизайна, и проблема снята (смеется). А именно светодизайн начался со скульптуры. Меня всегда привлекала природа, особенно деревья, их позитивная энергия. Я делал много арт-объектов связанных с этой темой. Создавая их, понял, что они могут и должны нести еще и какой-то функционал. И еще очень хотелось, чтобы «дневной» предмет работал и ночью, создавал настроение в интерьере круглые сутки.

- Что первично в ваших светильниках - форма или свет?

-  Я работаю на стыке дизайна и искусства. Но для меня первична форма. Вещь должна нести настроение, идею, вызывать эмоциональный отклик. Для меня гуру – это Ingo Maurer. Это, конечно, не имеет отношения к дизайну промышленных образцов. Там на первом месте функция.

Особая тема - заказы архитекторов. Например, работая со Славой Хомутовым над проектом Бостонской клиники эстетической медицины, я не мог позволить себе вольностей. Все-таки искусство – это штучный продукт, а дизайн накладывает много ограничений.

- Вы же еще работаете с интерьерами и ландшафтным дизайном?

-  Да, но они меня интересуют, прежде всего, как возможность работы со светом. Это интересно, перспективно, немногие люди обращают внимание на создание правильного освещения в своих домах, квартирах. Свету вообще не принято уделять большое значение, а это большая ошибка. Неправильно подобранный спектр, может испортить весь дизайн, исказить цвета.  А от этого зависят и здоровье, и настроение. То же и с ландшафтным дизайном. На своей даче, где не хотелось, да и стыдно было бы ставить стандартные столбики с фонариками, я много экспериментировал. Такое совмещение загородного отдыха и творческой мастерской (смеется). И возникли светящиеся дорожки, камни, плитки, кирпичи. Благо с появлением светодиодов, оптоволокна, возможности творчества расширились безгранично. Конечно, история не дешевая, но, к примеру, из прудов, бассейнов с помощью оптоволокна можно создать прекрасный арт-объект.

А работа с фасадами… Сейчас существуют технологии, которые позволяют не просто подсветить фасад, а проецировать на него любую картину. Узоры, репродукции живописи, фотографии. Дом работает как холст (к сожалению, это не так эффектно выглядит на фасадах из бруса или покрытых сайдингом).  

- Но это нишевый продукт. Немногие решатся на подобное. Ведь можно и свой дом не найти, если, к примеру, жена картинку поменяет, пока вас нет.

- Первые заказчики у меня есть. Будем на них отрабатывать технологию. Жертвы из близкого круга (смеется). Дома сами по себе интересные, а это еще добавит им привлекательности. Недаром на Западе дом, у которого нестандартно и творчески решено освещение фасада, сразу поднимается в цене. И к тому же многим хотелось бы удивить гостей, например на вечеринке с шашлыками. А ведь еще можно и менять картинки под настроение, под сезон.

- И, наверное, имеет смысл связать в единое пространство интерьерный ландшафтно-фасадный проект?

- Я люблю делать большие проекты, и, конечно, в загородном доме почти всегда больше площади и простора для творчества. Меня вообще привели в интерьерный дизайн мои объекты. Они, как правило, интерьерообразующие, они доминируют. Вписать их в стандартные решения сложно. Вокруг них можно создавать пространство, световые сценарии. Всегда проще отталкиваться от какой-то значимой детали, акцента, центра композиции. Мне нравится современный минимализм, но интересный свет можно делать и классических интерьерах. Порой игра света может менять образ пространства. Я всегда стараюсь закладывать несколько сценариев с различными эмоциями, разным спектром, температурой света. Например, романтический вечер, белые ночи, питерская зима с минимумом солнца. Необходимы различные световые картины для дня и ночи. Мы в нашей школе светодизайна, основанной Сергеем Сизым, пытаемся преподать умение создать настроение светом.

Я люблю, когда в интерьере много источников света. Каждый может почувствовать себя дизайнером, менять интерьер, просто переключая свет.

К сведению

Илья Вереск (дизайнер, светодизайнер) - автор оригинальных светильников и световых инсталляций ручной работы, заслуживших международное признание, победитель SPb Art Week 2013 и Art Week in Portugal 2013, участник SPb Design Week2014 и профильных фестивалей и выставок. Искусство, технологии, свет и цвет - это ингредиенты из которых Илья создает свои светильники и световые инсталляции. Природные мотивы, порой внеземного происхождения, являются неисчерпаемым источником вдохновения его творчества.

если понравилась статья - поделитесь:

апрель 2015

Домашний круг