1785
0
беседовал Дмитрий Синочкин

Андрей Паньков: «Приходится жестко и умно бороться за клиента»

Про развитие внутреннего туризма много говорят, но вот если посмотреть цифры… Областной бюджет по этой статье в прошлом году потратил 44,4 млн рублей. Можно сравнить: в сочинский отель «Звездный», построенный к Олимпиаде, регион вгрохал больше двух миллиардов. В долг. В прошлом году заплатили 271 млн, и два года еще казна будет платить.
Да частный бизнес не в обиде: лишь бы не мешали. Об особенностях туристического бизнеса, о сезонности, семейном отдыхе и конных прогулках рассуждает Андрей Паньков, генеральный директор «Аврора-клуба».

– Как вы оцениваете коммерческий потенциал Ленобласти? Может ли база отдыха на Карельском перешейке соперничать по притягательности (для туристов) с дачным отдыхом, с поездками в Финляндию, с городскими развлечениями, с палаточным туризмом?
– Несомненно, может, эти края традиционно, еще с дореволюционных времен, были излюбленным местом отдыха. Здесь располагались загородные дома богемы Серебряного века. Наша база находится в поселке Поляны; по пути к нам вы, скорее всего, будете проезжать через деревню Горьковское. Раньше она называлась Неувола (Neuvola). Здесь были дачи Бонч-Бруевича, художника Болотнова, редактора журнала «Современный мир» Иорданского, стихотворца Ефима Придворова (он, правда, больше известен как Демьян Бедный). А название «Горьковское» деревня получила, естественно, в честь писателя Горького, который жил здесь на даче Александры Карловны Горбик. Поверьте, эти люди знали толк и в комфорте, и в отдыхе!
В советские годы многие ленинградские ведомственные и профсоюзные детские лагеря, дома отдыха и санатории располагались именно здесь.
Что касается дачного отдыха и палаточного туризма — они не конкурируют с нами, а, скорее, дополняют спектр возможностей Карельского перешейка. Не стоит напрямую сравнивать размещение в комплексах с гостиничной инфраструктурой и отдых в палатке на дикой природе. Или в огороде с клубничными грядками. Это просто разные виды отдыха. У каждого из них есть свои приверженцы, но даже самым консервативным людям иногда все же требуется разнообразие.
Что касается Финляндии, то 20 лет назад люди ехали туда за «западным уровнем» сервиса. Действительно, ухоженные и уютные коттеджи и гостиницы с приветливым персоналом сильно контрастировали с разрухой 1990-х. Однако сегодня современные курорты и базы отдыха Карельского перешейка легко конкурируют с финскими. Вспомните: герои фильма «Особенности национальной рыбалки» вообще не сразу понимают, куда именно их занесло! А в последние годы, когда по известным причинам цены на отдых в Суоми стали значительно выше российских, разница и вовсе стерлась. Осталась возможность выбирать вид отдыха — по месту, набору услуг и по финансовым возможностям.

– Насколько велика конкуренция?
– По нашим данным, число отдыхающих в регионе ежегодно увеличивается на 10–20%. Так что пока места на рынке хватает, до полного насыщения региона туристической инфраструктурой еще далеко. Многие непрофильные компании и частные инвесторы стали пробовать свои силы в этом сегменте. Он не обещает быстрой отдачи инвес-тиций, но при разумном подходе устойчиво генерирует небольшую прибыль.
Однако приходится жестко и умно бороться за своего клиента, и это, на мой взгляд, идет только на пользу рынку.

– Насколько важен фактор сезонности? За счет чего можно его преодолевать?
– Да, это серьезный вызов: в силу климатических особенностей на низкий сезон приходится рост потребления энергоносителей. Универсального рецепта нет, срабатывает только совокупность усилий. Отчасти компенсировать спад можно за счет расширения спектра услуг, минимально зависящих от сезона. Например, создавать благоприятные условия для конференций, семинаров
и бизнес-тренингов. Необходима гибкая ценовая политика: у нас ведь не только июнь — март сильно отличаются по спросу, но и понедельник с субботой. Оптимизация затрат: переход на экономные режимы эксплуатации, корректировка штатного расписания. В периоды высокого сезона можно формировать резервы, низкий — оптимальное время для ремонта и приведения в порядок номерного фонда.
Но главный рычаг — расширение спектра оказываемых услуг. Нужно придумать, ради чего люди поедут за город. Понятно, что замечательная природа перешейка выглядит не столь привлекательно, когда листвы уже нет, а снег еще не выпал. Остаются традиционная русская баня, конные прогулки, оздоровительные массажные программы. Чем больше выбор — тем выше привлекательность. Конечно, без фанатизма: современный кинотеатр в соснах на берегу озера, в 70 километрах от города вряд ли станет ключевым критерием для поездки.


– Какие «фишки» считаете ключевыми?
– Сейчас мы создаем на территории «Аврора-клуба» современный SPA-комплекс
с развлекательным аквацентром. Ремонтируем и приспосабливаем здание бывшей столовой. Заодно увеличится число номеров высокой категории комфортности.
Рядом с нами — озеро Длинное, уникальное место с прозрачной водой (видимость —
8–10 метров). Работает дайв-клуб, инструкторы обучают желающих дайвингу. Сделаны искусственные препятствия. Чтобы получить сертификат, бассейна мало!
У нас открывается курс иппотерапии. Разработана программа для людей с особенностями развития, есть соглашения с несколькими детскими учреждениями. Проводятся групповые занятия, конные прогулки многих привлекают.
Есть сюрпризы: к нам охотно стали ездить представители крупных IT-компаний, устраивают здесь свои мероприятия. Много тех, кто продвигает различные программы личностного роста. Мы не делали на это специального расчета, но, конечно, только приветствуем такой интерес.

– Какова экономическая эффективность рекреационных объектов? За какой срок «отбиваются» вложенные средства?
– Если «в лоб» сравнивать со строительством, привлекательность не самая большая. Срок окупаемости — от 10 до 12 лет. Однако мы при анализе вложений используем не такой прямолинейный и более широкий подход. Это диверсификация бизнеса: в жилищном строительстве, которым занимается головная компания «Строительный трест», тоже бывают спады и подъемы. База отдыха и 12 га территории — материальный и имиджевый актив, генерирующий пусть небольшую, но постоянную прибыль, причем с хорошей перспективой роста.
В нашем случае на затраты и сроки окупаемости сильно повлияли жесткие ограничения, действующие на нашей территории. Приобретая базу у предыдущего владельца (одного из предприятий ВПК), мы могли только модернизировать уже существующие объекты, а не создавать новые. Такой путь всегда связан с большими затратами. К тому же инженерные решения, которые были эффективны
в советское время, в современных реалиях могут быть неоправданно дорогими. Например, все корпуса пионерского лагеря отапливались централизованно от угольной котельной. Первое, что мы сделали, — снабдили все эксплуатируемые корпуса локальными комбинированными котельными. Потребовалась модернизация очистных сооружений, которые к тому моменту практически не функционировали.
Кроме того, долгое время у нас были только права арендатора, в собственность прилегающую территорию удалось оформить лишь недавно.

– И во сколько обойдется отдых на семью?
– Если на семью с детьми и в выходные — около 8000 рублей за таун-хауз с двумя спальнями. В будни — вдвое дешевле. Минимальная цена номера в гостинице — 2000 рублей. Наши клиенты — преимущественно верхняя часть среднего класса. Спрос есть, и он растет.

– Как решается проблема персонала? Чем привлечь квалифицированных сотрудников?

– Для сферы услуг это по-настоящему важный вопрос. Ничто другое не влияет так сильно на впечатление об отдыхе, как отношение персонала к гостям. Можно, конечно, рассуждать о низком качестве сервиса в туристической отрасли, а можно — о большом потенциале, о пространстве для повышения эффективности. В нашем случае добавляется фактор удаленности, который для многих становится критическим. Даже создание служебного жилого фонда лишь частично снимает проблему. Основной упор делаем на «выращивание своих». Большая часть персонала —
из ближайших населенных пунктов, регулярно проводим мероприятия по обучению, повышению квалификации и аттестации. Все под руководством профессиональных менеджеров. Естественно, поощряем за хороший труд, идем навстречу в сложных жизненных ситуациях. При таком кадровом дефиците формальный подход неуместен.
Главный показатель: примерно 80% отдыхающих (если не брать в расчет корпоративные поездки) — это повторные, постоянные клиенты. Некоторые семьи ездят к нам год за годом.

 

К сведению

Точных цифр по внутреннему туризму в Ленобласти нет. Приблизительно: за год в регионе путешествуют 1,2 млн россиян и около 0,8 млн приезжих. В области около 60 гостиниц
и порядка 600 баз отдыха, общая вместимость — 125 000 мест.

В правительстве РФ разрабатывают программу развития внутреннего туризма на 2018–2025 годы.
Приоритет будет отдаваться проектам туристических кластеров.
Предполагаемый объем финансирования — 100 млрд рублей
(не менее 30% — за счет самих регионов).

Загородный курорт «Аврора-клуб» расположен в 70 км от Петербурга, в поселке Поляны, недалеко от Зеленогорска, в районе Семиозерья.
Комплекс включает три гостиницы («Одиссей», «Риф» и «Шелл»), а также несколько таун-хаузов, рассчитанных на четыре, шесть и восемь человек.
К услугам гостей — конные прогулки, прокат лодок и катамаранов, площадка для мини-гольфа, русский бильярд, пейнтбол, квадроциклы, дайвинг, сауны, русская баня, стадион, благоустроенный пляж, прекрасные условия для рыбалки.
Здесь открыт ресторан «Наутилус», вечером работает бар «Капитан Немо».

если понравилась статья - поделитесь: