1846
0
Терентьева Анна

Очень низкий старт

2016 год начался с антирекордов. Количество сделок и выручка девелоперов на загородном рынке схлопнулись почти на треть. Объемы рекламы в деньгах (без учета космических скидок, которые предоставляет в этом месяце СМИ своим рекламодателям) уменьшились на 30%, количество рекламируемых поселков – на 19%.

Согласно данным Экспертного бюро «Сперанский», в январе участки информ-обмена заключили 71 сделку. Напомним, что в обмене участвует 116 коттеджных поселков. Это значит, что на каждый поселок-участник пришлось по 0,6 сделки. Средняя выручка на проект составила 1,36 млн. рублей, а год назад показатели были лучше почти на треть. Пытаясь попасть в спрос, девелоперы уже начали снижать цены на самый массовый товар рынка – недорогие участки без подряда. Что примечательно, в начале прошлого года, инфляция заставила многих из них переписать цены в сторону повышения. Теперь все отыграно назад. И, конечно, стоит ждать еще больших дисконтов. Что, впрочем, вовсе не гарантирует приход покупателей.

Заметим, что продажи в остальных 358 коттеджных поселках, не участвующих в обмене, еще хуже. Согласно нашим подсчетам, компании, участвующие в информ-обмене, продают в среднем почти в 1,5 раза больше объектов и имеют в 1,5 раза большую выручку, чем компании, не участвующие в обмене (см. данные в таблице ниже).

Отсутствие сделок немедленно отразилось и на рекламном рынке коттеджных поселков. Понятно, что данные января не совсем показательны, тренды будут ясны позже. Однако «тревожный звоночек» все же был: ряд изданий, которые ежемесячно мониторят специалисты Экспертного бюро «Сперанский», отказались от выпуска январского номера. («Пригород», естественно, выходит строго по графику – каждый месяц.- «Пр»). Специализированные сайты свои рекламные места раздавали в полцены.

В части девелоперских компаний продолжается активная работа по оптимизации всего: штата, рекламного бюджета, маркетологов, цен на объекты и их комплектацию. Но все происходит нервно, рывками. В других, напротив – апатия; они оказались не готовы к тяжелой экономической ситуации и не видят возможностей на нее повлиять.

Социологи, как оказалось, тоже не были готовы к такому повороту событий. Согласно данным «Левада-центра», в январе серьезно «просело» одобрение гражданами положения дел в стране: линия тренда буквально вывалилась за границы графика и пропала из поля зрения. Столь низких значений не было даже в пиковые месяцы кризиса 2009 года.

«Исключение составляет элитный сегмент – цены в нем уверенно поднимаются. За год рост цен (посчитанная в среднем по проектам, в которых идут сделки) составила почти +35%», - рассказывает Дмитрий Сперанский, руководитель экспертного бюро «Сперанский». Эту тенденцию подтверждает Геннадий Черненко, застройщик коттеджных поселков «Ольшаники-2» и «Хвойное»: «С начала года мы фиксируем увеличение количества звонков по обоим нашим проектам. Причем по объектам дороже 30 млн. – в «Хвойном» - переговоры идут целевые – обсуждение деталей сделки, активные просмотры. По менее дорогим объектам – в «Ольшаниках-2» - звонки скорее из любопытства: клиент сам не знает, что он будет покупать и будет ли вообще. Очевидно одно: граждане – и состоятельные, и не очень -  хотят спасти деньги от инфляции». Так, в январе среди участников информ-обмена на фоне общей апатии было зафиксировано несколько «выскакивающих» сделок – продан дом в поселке «Балаково» за 29 млн. рублей, один очень дорогой участок в «Балтийской Ривьере» и два просторных и дорогих надела в «Репинской усадьбе». (Подробнее см. в материале «Дорогие парадоксы). 

Согласно мнениям экспертов, сократившегося спроса все же должно «хватить» на все успешные проекты. Их, кстати, не так много: из 474 коттеджных поселков, находящихся в продаже, рекламу в профильных СМИ размещают лишь 79 (еще 20 «обозначают» свое присутствие, ставя один маленький модуль на практически не посещаемых сайтах). И активно продается почти столько же. Поэтому будет нарастать конкурентная борьба между сильными игроками, а балласт, даже если он и останется на рынке, никакого влияния на него оказывать не будет.

 

Экспертный курултай

Валерий Соколенко, генеральный директор компании «ЛэндКей»:

- Рынок просел, но спрос на качественные проекты сохраняется. Покупатели хорошо реагируют на скидки и акции. Деньги остались у грамотных, вот они потихоньку сейчас начинают вкладывать средства. Если оценивать ситуацию в целом, думаю, начали ползти по дну. По жилой недвижимости это продлится минимум до конца 2017 года. Все очень политизировано, но разрешать ситуацию никто не торопится. Будут держаться до последнего и тут - кто дрогнет первый. Судя по ситуации, разрешение в Сирии и Украине случится  ближе к осени тогда и можно ожидать каких либо подвижек.

 

Николай Персинен, руководитель отдела продаж ГК «АйДаДом»:

- В начале года покупатель всегда не спешит, определяется с планами на покупку недвижимости, но разнообразие проектов позволяет нам показывать стабильные результаты в продажах. В каком-то сегменте спрос временно снижается, остальные приносят прибыль. Почти 70% покупателей приобретают наш продукт в рассрочку или ипотеку, это обеспечивает нам надежную финансовую "подушку" и стабильный приток средств.

В январе мы открыли  продажи участков на 1-й­ линии Суходольского озера» в ­коттеджном поселке «Волны и Сосны». Это буквально п­оследние участки без подряда на берегу озера в престижном Приозерском направлении. C начала года мы уже передали клиентам­ более 100 свидетельств на право собстве­нности, сейчас ведем активные подготовит­ельные работы к началу строительного сезона. К началу весны мы ожидаем некоторую стабилизацию спроса и рост интереса к загородной ­недвижимости".

если понравилась статья - поделитесь:

март 2016

Дома и люди