Коттедж без изысков
С ценами на стройматериалы – полная путаница. Производители пугают заказчиков очередным повышением, а те заявляют, что низкий спрос не позволит этого сделать. В загородном секторе строители пытаются удержать цены на коттеджи и услуги, упрощая проекты, отказываясь от излишеств, сокращая численность бригад...
«Подорожало почти все», - в один голос заявляют застройщики. Но разброс по разным сегментам очень большой. Цены некоторых материалов почти не изменились: низкий спрос не позволяет производителям компенсировать издержки. Зато сильно подорожало инженерное оборудование – до 70% (поскольку оно преимущественно зарубежное), а также отделочные материалы. Гендиректор компании «Домостроев» Виталий Токарев указывает даже на дефицит оборудования по нескольким позициям.
Наш лес за у.е.
Цены подняли прежде всего импортеры и монополисты. Яркий пример: два последних года на рынке цемента была острая конкуренция. Кто-то из местных производителей периодически демпинговал. Но в конце 2014-го холдинг «Евроцемент групп» приобрел крупнейший завод в Сланцах, автоматически довел свою долю до 67% рынка и стал диктовать условия. В начале этого года он повысил цены на 6-7%.
Это должно было сказаться на производстве бетона. Но в этой отрасли по-прежнему столь высокая конкуренция, что многие компании балансируют на грани себестоимости и не могут менять прайсы (тем более на сезонном спаде). В конце января стало известно, что Группа ЛСР временно перестала выпускать бетон на трех заводах.
Обывателей возмущает, что заметно подорожали отечественные пиломатериалы. Но эксперты призывают не обвинять производителей в жажде наживы. «Так, российский клееный брус подорожал на 15-20%. Не говорю уже об импорте, - развивает тему Светлана Невелева, советник руководителя ГК «СТИНКОМ». - Многие удивляются: а почему собственно? Длинная цепочка ценообразования начинается с лесозаготовки. Все оборудование, которое применяется на этом этапе, импортное. И те же запчасти серьезно поднялись в цене. Мы тоже корректируем прайсы, но стараемся сдерживать рост стоимости услуг».
Некоторые эксперты призывают не сгущать краски. «Если не брать во внимание сегмент инженерного оборудования и отделки, то большинство материалов, с которыми мы работаем (комплектующие для деревянных, каркасных, «каменных» зданий), подорожало в пределах нескольких процентов. Это касается и стеновых материалов, и утеплителей, - говорит Виталий Токарев. – Конечно, рост на этом не закончился. Но мы стараемся скорректировать свои предложения. Увеличились запросы на недорогие дома, и мы сейчас активнее продвигаем каркасные коттеджи, дома с высокой степенью заводской готовности».
В качестве примера сильного подорожания часто называют арматуру. Несколько источников свидетельствует о росте цен на нее в пределах 30-40% (с начала обвала рубля). Но не все так просто. Есть официальные прайсы, а есть реальные сделки. «Желания поставщиков не всегда совпадают с возможностями, - говорит Андрей Бочков, генеральный директор «ПулЭкспресс Групп». - В конце года поставщики металлопроката заявили о повышении цены в январе еще на 25%, но цифры по многим позициям остались на прежнем уровне: спрос не позволил разогнаться».
«Главная беда в том, что цены ходят ходуном, - говорит Светлана Невелева. - Рынок возвращается к тем временам, когда все прайсы были в у.е. А счет в рублях был действителен на день предъявления. Пока ты готовишь смету, цены успевают несколько раз поменяться. Строить финансовые планы в таких условиях крайне проблематично».
Строительный блеф-клуб
Есть путаница с прайсами на стеновые материалы. Так, некоторые источники сообщили о том, что цены на газобетон (это сегодня самый популярный материал в малоэтажном домостроении) с 1-го марта вырастают на 20%. «Дело в том, что всю зиму у нас, например, действовала скидка от обычных прайсов в размере 15-20%. Но акция заканчивается. Цены вернутся к прежнему уровню, а по некоторым позициям будут даже чуть ниже ноябрьских, - говорит Алексей Онищенко, руководитель отдела маркетинга компании «ЛСР-Стеновые». – Что касается кирпича, то по рядовому и лицевому кирпичу цифры пока не менялись. А вот фасадный и тротуарный клинкер (дорогой вариант, который в основном используется в элитных проектах – «НП») подорожал ориентировочно на 10%. В производстве клинкера используются привозные глины, а также импортные добавки. Плюс конкурентная среда располагала к росту».
Другой крупный производитель газобетона – компания «H+H» – открыто предупреждает о повышении цен с начала строительного сезона.
Однако многие девелоперы предостерегают поставщиков от очередных изменений прайса.
«Застройщик сейчас не может поднять рублевые цены, поскольку ничего не продаст, поэтому он и не может допустить роста себестоимости, - говорит Андрей Бочков. - Мы пытаемся сдерживать цены за счет снижения издержек. Отказываемся от каких-то инженерных излишеств и т.д. Пытаемся найти замену подорожавшим материалам, расширить круг поставщиков и т.д. Я думаю, что через какое-то время цены на отечественные стройматериалы стабилизируются и итоговый рост будет не столь серьезным. Это поставщики продуктов питания могут диктовать определенные условия. А со стройкой граждане могут и повременить».
О сокращении издержек заявляют и другие девелоперы, которые не только продают участки, но и сами их застраивают.
«Мы, конечно, не можем заменить технологию в тех проектах, которые уже реализуем, но мы также не можем позволить себе увеличивать себестоимость, поэтому ищем другие пути снижения затрат, - рассказывает Михаил Фуксман, директор по продажам компании «Петростиль». – Мы стараемся оптимизировать строительный процесс. Например, можно сократить численность бригад, пожертвовав сроками работ и т.д.».
Кстати, на фоне общей суматохи питерские строители еще в декабре-январе стали закупать многие стройматериалы впрок, но к загородному рынку это не относится. Большинство девелоперов до кризиса отказалось от продажи готовых домов. Основное предложение – участки с подрядом или без него. Но даже те, кто продают коттеджи, не пытаются затоварить площадки. «Мы ничего не покупаем впрок. Все равно не запасешься. Да и российские реалии нужно учитывать. У нас вон недавно с одной стройплощадки у подрядчика украли кабель на внушительную сумму», - говорит Андрей Бочков.
Производители многих стройматериалов ожидают изменения структуры спроса. Об этом говорят, например, поставщики стеновых материалов.
«Спрос будет смещаться в сторону частных клиентов, - рассуждает Надежда Солдаткина, генеральный директор ООО «H+H».- Эта категория заказчиков останется одной из самых платежеспособных и активных. Опасаясь роста цен, частники будут вкладываться в свои стройки по-максимуму, стремясь завершить строительство как можно быстрее».
Аналогичной тенденции ожидают и производители теплоизоляционных материалов. «Основным драйвером строительства нежилых и многоквартирных зданий были кредиты, а их стоимость увеличилась, что скажется на девелоперах. А вот в частном сегменте спад может оказаться не таким значительным, - говорит Елена Кузнецова, директор по маркетингу направления «Минеральная изоляция» компания «ТехноНИКОЛЬ». – Кстати, наш сегмент почти не зависит от импорта. Если в 2004-м доля импортированной каменой ваты составляла до 30%, то сейчас – не более 3%».
«Делать прогнозы, как изменятся цены и спрос, сейчас неуместно. Слишком все неопределенно», - резюмирует Светлана Невелева.
если понравилась статья - поделитесь: