Земельный передел

В Думу внесены поправки в Земельный кодекс. Правительство меняет правила формирования участков и передачи государственных земель для строительства.
Документ разработан юристами Минрегиона (судя по всему, еще до того, как у ведомства отобрали «строительные» полномочия). В нем предусмотрены серьезные корректировки статей Земельного кодекса, начиная с формулировки понятия «земельный участок». На заседании правительства РФ, где эти поправки обсуждались и были одобрены, премьер-министр Дмитрий Медведев заявил, что изменение механизмов предоставления и оформления прав на землю «должно обеспечить прозрачность и равный доступ к земельным ресурсам» для всех участников рынка.
Власть собирается расширить перечень категорий и случаев, когда землю дают бесплатно: например, для личного подсобного хозяйства, ИЖС, дачного строительства и садоводства. (Это пункт для граждан приятный, но весьма взяткоемкий).
Среди важных поправок, которые могут напрямую коснуться строителей - изменение начальной цены участка на аукционе. Разработчики документа предлагают приравнять стартовую стоимость к кадастровой. Картина может получиться неоднозначной: многие специалисты считают, что кадастровые цифры, полученные методом массовой оценки, во многих случаях сильно завышены.
Процедуру предоставления территории для комплексного освоения предлагают распространить на все виды строительства. То есть в условия торгов можно будет включать социалку, сети и пр. По мнению авторов законопроекта, это позволит «более гибко разделять обязанности» по планировке территории и созданию инфраструктуры между частным инвестором и государством. Возможно и так, но с другой - власти получат в свое распоряжение механизм, позволяющий переложить затраты на инвесторов.
Документ устанавливает общий запрет на предоставление участков без торгов. Как обычно, дальше следует длинный перечень исключений (в основном для инфраструктурных объектов). Кстати, процедура «без торгов» упрощается и должна будет длиться не более трех месяцев вместо трех лет.
Органы госвласти и местного самоуправления обяжут выставлять свободные пятна на торги по заявлению граждан или организаций (кроме случаев, когда наделы зарезервированы, ограничены в обороте и т.п., – есть закрытый перечень мотивировок отказа). А поселения, утвердившие ПЗЗ, смогут распоряжаться участками, государственная собственность на которые не разграничена. У районов такие полномочия отберут. Неиспользуемые (и не зарезервированные) пятна из федеральной собственности подлежат безвозмездной передаче по заявлению ОМСУ или исполнительной власти. Правда, не вполне понятно, как доказывать, что земля не используется…
Властям регионов и муниципалам разрешат меняться участками друг с другом и с частными собственниками. Это пригодится при реализации крупных проектов развития территорий: мена позволит частично уйти от схемы изъятия наделов для государственных или муниципальных нужд.
Правда, и здесь открывается обширное поле для неформальных договоренностей…
По мере продвижения законопроекта в Думе мы будем готовить более подробный анализ грядущих изменений.
если понравилась статья - поделитесь: