Двуликий январь
Январь на загородном рынке прошел под девизом «Прорыв!»: формально количество сделок, а особенно выручка, были просто фантастическими. Однако говорить о начавшемся подъеме не стоит: месяц был с секретом.
Согласно статистике информационного обмена, который ведет Бюро аналитики по рынку недвижимости, в первый месяц 2014 года было подписано 108 договоров: 74 участка, четыре коттеджа, 30 секций. (Напомним, что под участками понимаются лишь наделы без обязательного подряда, под коттеджами – все дома и/или участки с обязательным подрядом, под секциями – все типы сблокированного жилья.)
Впервые за пять лет существования информобмена январь оказался более урожайным на сделки, чем декабрь: в последний месяц 2013-го было оформлено всего 87 сделок. Стоит оговориться, что этот декабрь оказался самым провальным по сделкам за последние три года, а показатели января - всего лишь чуть выше обычных. Но заявлять о начавшемся росте пока преждевременно.
Финансовые показатели января просто зашкаливают: за этот месяц девелоперы заработали примерно 570 млн рублей. Это самый высокий показатель за последние 12 месяцев.
Однако в этом месяце прошли несколько весьма нерядовых сделок. Компания «ПулЭкспресс» сообщила, что в проекте «Охтинский парк» было реализовано пять крупных участков; по оценкам экспертов, выручка от продажи составляет 260-290 млн рублей (см. материал в разделе «Новости поселков»). Если не принимать во внимание эти уникальные сделки, январские показатели по выручке окажутся весьма спокойными.
Изменений в предпочтениях покупателей пока не заметно: структура сделок, а также средние цены объектов примерно те же. К примеру, средняя цена купленной сотки (без учета описанных выше экстраординарных договоров) – 134 000 рублей. Эта цифра практически не меняется с 2012 года.
«Сегодня больше всего сделок на рынке совершается с участками стоимостью до 100 000 рублей за сотку. Как правило, в эти суммы коммуникации не включены (их цена может составлять от 50 до 150% от стоимости недорогой земли). В таких поселках подведение коммуникаций обычно не единовременное: пока со всех покупателей соберут необходимую сумму, пройдет немало времени. Соответственно, вкладывая деньги в такой «полуфабрикат», клиенты должны быть готовы к тому, что средства успеют обесцениться, прежде чем они смогут хотя бы начать строить на этой земле», - считает Елена Машедо, генеральный директор компании «ПетроЗемПроект».
Средняя стоимость секций – 2,93 млн. Заметим, что в январе на удивление хорошо продавались таун-хаузы в «Янино» и в «Изумrood» (в этом проекте ввели новое весьма бюджетное предложение по сблокированному жилью).
В сегменте коттеджей три сделки были подписаны по довольно дорогим объектам (один договор на 15 млн в «Балтийской ривьере», два по 19 млн – в «Особом статусе»), цена еще одного контракта – меньше 5 млн рублей.
Многие застройщики с начала 2014 года заметили серьезную активизацию покупателей: стало больше звонков и просмотров. В связи с этим настроение у девелоперов самое радужное. Насколько всплеск активности связан с нестабильностью российской валюты, вопрос дискуссионный. Но не исключено, что это обстоятельство также сказалось на желании покупателей быстрее оформить договор. И в этом случае мы увидим небольшой «отскок» по числу сделок в последующие месяцы, который, впрочем, может быть скрыт за общим сезонным повышением активности.
Общая тенденция: девелоперы все туже завязывают пояса. Выручка от сделок растет гораздо медленнее, чем инфляция, а выставки и рекламные услуги дорожают куда быстрее. Из-за этого многие, даже крупные, компании отказываются от привычных средств продвижения. «Мы уже отказались от участия в “Жилпроекте”, с большой долей вероятности откажемся и от участия в “Ярмарке”. И мы не одни такие – на всех последних выставках число загородных девелоперов снижается, а места, которые занимают даже известные компании, совсем скромные. На рынке большинство сделок идет в рассрочку, а за все услуги продвижения девелоперы должны платить вперед и всю сумму сразу», - рассказал в частной беседе представитель крупной девелоперской компании.
«Сокращение трат на продвижение, с одной стороны, обоснованно, с другой – это верная гибель для проекта. Сегодня в активных продажах участвует примерно 15% поселков. Это значит, что там наиболее адекватное предложение, профессиональные сотрудники отдела продаж, все в порядке с документами и ведется активная стройка. Но этого недостаточно, если про поселок никто не знает. И именно эти проекты активно рекламируются, их в первую очередь видит покупатель. Следовательно, именно они имеют большие шансы быть вовремя построенными и заселенными. У остальных – перспективы весьма туманные», - уверен Дмитрий Майоров, генеральный директор «Русь: Новые Территории».
Динамика цен на землю ( тыс. руб. за сотку)
Период |
Цена |
январь 2013 |
128 |
февраль |
188 |
март |
172 |
апрель |
185 |
май |
157 |
июнь |
181 |
июль |
223 |
август |
182 |
сентябрь |
184 |
октябрь |
172 |
ноябрь |
174 |
декабрь |
192 |
январь 2014 |
174 |
Данные БАРН
Динамика цен на домовладения (млн руб)
Период |
коттеджи |
таун-хаузы |
январь 2013 |
6,74 |
2,73 |
февраль |
7,19 |
2,24 |
март |
10,04 |
2,84 |
апрель |
5,99 |
2,80 |
май |
9,54 |
2,89 |
июнь |
3,98 |
1,97 |
июль |
8,03 |
2,32 |
август |
9,59 |
1,98 |
сентябрь |
6,50 |
2,94 |
октябрь |
11,25 |
2,99 |
ноябрь |
11,01 |
3,20 |
декабрь |
17,07 |
3,52 |
январь 2014 |
14,31 |
2,93 |
Данные БАРН
если понравилась статья - поделитесь: