342
0
Елисеев Никита

Снег, набухший водой

Наконец-то снег. Вывалился из неба, сразу набух водой и раскис. Ничего, посидим дома, почитаем.

Бродячий цирк
Антония Сурожского

 

Небольшая книжка в разноцветной обложке. Митрополит Антоний Сурожский, «Красота и уродство. Беседы об искусстве и реальности». Был такой в Великобритании епископ РПЦ —
Антоний (Блум) Сурожский. Из семьи русских эмигрантов. Сначала жил во Франции. Во время Второй мировой был военным хирургом. Потом участвовал во французском Сопротивлении. А после войны Андрей Блум стал священником, затем монахом Антонием в Лондоне. Один из самых умных, образованных и талантливых православных писателей второй половины ХХ века.
В книжке он вспоминает, как на первые его лекции и проповеди приходили англичане, чтобы глянуть на экзотику: бородатый человек в рясе рассказывает про умное. Забавно. Мама его в раздражении говорила: «Я хотела, чтобы мой сын стал священником, а он стал бродячим цирком». А что плохого в бродячем цирке, если он учит добру и повышает культурный уровень? Четыре лекции по эстетике. Упоминательная клавиатура Антония Сурожского невероятна широка: от Леонарда Коэна и Жака Бреля до Фридриха Ницше и Шарля Бодлера. При том, что это разумные, уместные упоминания. Например, цитата из Ницше: «Нужно носить в себе хаос, чтобы родить танцующую звезду» — и пояснения к цитате: «Хаос — это пространство, наполненное возможностями, которые еще не нашли своего выражения. (…) Мы же обычно пытаемся сделать из хаоса порядок (…) и, поступая так, убиваем всякую возможность хаосу породить танцующую звезду». Интересна причина, по которой митрополит Антоний Сурожский прочел лекции по эстетике в Университете графства Кент на конференции памяти поэта и драматурга Томаса Стернза Элиота. Но о ней вы сами узнаете, если прочитаете небольшую книжку в разноцветной обложке.

Красота
и уродство.
Сурожский А. —
М.: Никея, 2017.

 

Мастер

Интересно, неужели кто-то не опознал цитату: «У каждого свои недостатки»? Это же одна из самых смешных кинокомедий мира: в советском прокате — «В джазе только девушки», в американском — «Некоторые любят погорячее». Оказывается, эта финальная шутка была придумана во время съемок. Непонятно было, как разрулить ситуацию с миллионером и переодетым в женщину Леммоном. Во время съемок соавтор сценариста Даймонд предложил вот такой размен репликами. А режиссером фильма (и сценаристом, работавшим в паре с Даймондом) был Билли Уайльдер, то бишь Самуэль Вильдер. В этом году перевели книгу режиссера Кэмерона Кроу «Знакомьтесь — Билли Уайльдер». Это беседы Кроу с 90-летним патриархом американского кино. Из предисловия Олега Погодина я узнал, что Вуди Аллен считает кинодетектив Билли Уайльдера «Двойная страховка» (1944 год) лучшим фильмом всех времен и народов. А какая у Билли Уайльдера смешная и печальная мелодрама «Бульвар Сансет»! Лучшего фильма о судьбе артиста я и не припомню. Билли Уайльдер был мастером. Он снимал детективы, комедии, мелодрамы. Сам писал сценарии — иногда прямо во время съемок, как Шекспир писал пьесы во время репетиций, по ходу дела придумывая реплики, а то
и монологи. И вот мастер беседует с молодым режиссером. Вспоминает.
Родился в Вене в 1904 году. Работал жиголо в вечерних барах Вены и Берлина. Танцевал с пожилыми дамами. Потом был берлинским репортером. Затем стал писать сценарии немых фильмов. После пожара рейхстага бежал сначала во Францию, затем в Америку. Отец умер в 1936-м. Мать и чуть не всех родственников сожгли в Освенциме. А Самуэль Вильдер, ставший Билли Уайльдером, спасся, снимал фильмы, смешные, страшные, печальные. Разные. И вот он вспоминает про Мэрилин Монро, про Хемфри Боггарта, Барбару Стенвик, Одри Хепберн, про «Римское кафе» в Берлине в 1920-х годах, про то, как его выгнал Фрейд. «Молодой человек, вы репортер?» — «Да, я хотел бы взять у вас интервью». — «Дверь вот там». Про то, как работал с Эрнстом Любичем над комедией «Ниночка» с Гретой Гарбо в роли советской шпионки; про то, как бежал из Берлина с одним чемоданом
и любовницей; про жизнь, в общем… Остроумный, печальный (как все остроумные люди), мудрый мастер. Только такой и мог снять самый страшный нуар «Двойная страховка», самую грустную мелодраму «Бульвар Сансет», самую смешную комедию «В джазе только девушки».

Знакомьтесь —
Билли Уайльдер.
Кроу К. —
М.: Роузбад
Интерэктив, 2017.

 

Классное чтение

Вот и еще лекции по эстетике. Они так же хороши. Так же захватывающи. «Внеклассное чтение» Дмитрия Быкова. Я завидую его ученикам. Всем бы такого учителя литературы. Куприн, Хлебников, Трумен Капоте, Фланнери О’Коннор, Шукшин, Короленко… Не буду перечислять. В русской поэзии после Некрасова появилась одна замечательная черта: перещелком невидимого тумблера переводить разговорную интонацию в интонацию поэтическую, одическую. В стихах Дмитрий Быков этим владеет виртуозно. Но он ведь и в эссе владеет тем же приемом. Идет беседа, лектор не боится ни жаргонизмов, ни просторечия. Он ведь разговаривает со слушателями. Он не вития, не оратор. И вдруг — раз! — метафора, сильный риторический прием. Они не коробят, не выламываются из общего строя лекции-беседы, они естественны. Как естественны в этих беседах-лекциях цитаты из веселого кино, с детства влипшие в память. «Может, если бы Короленко изменил жене, вняв чеховскому совету, нам было бы чисто по-человечески приятней рассматривать его в качестве примера для подражания. Но что поделаешь — у каждого свои недостатки».

Внеклассное чтение.
Быков Д.—
М.: ПРОЗАиК, 2017.

 

comments powered by HyperComments