1610
0
Дмитрий Синочкин

Начальник департамента по земельным ресурсам и землеустройству областного КУГИ Валентин Борисов: «Жилье должно быть в населенных пунктах»

Площадь Ленинградской области —  83 908 квадратных километров. Поменьше, чем Исландия, но побольше Ирландии. В общем, аккурат с Австрию. Правда, в Австрии Моцарт, 2% православных и плотность населения — 94 человека на кв.км. Зато у нас — Карельский перешеек, порт Усть-Луга и жизнь попросторнее: всего 20 человек на кв.км. Но хлопот тоже хватает.

Сведения о многосложном земельном хозяйстве стекаются в небольшой кабинет, где сидит Валентин Борисов, начальник департамента по земельным ресурсам и землеустройству областного КУГИ.

– Валентин Леонтьевич, чем занимается ваш департамент?

– Основные задачи — распоряжение участками, относящимися к собственности Ленобласти: заключение договоров аренды, подготовка участков для выставления на торги. Если говорить о землях сельхозназначения, то право собственности Ленинградской области зарегистрировано на 40 000 га из 1 707 тысяч.

Занимаемся регистрацией права области по тем участкам, которые сформированы в счет невостребованных долей. (Там, где дольщик не распорядился своей долей в течение 3-х и более лет).

Вторая задача — оформление права собственности на земельные участки, на которых расположены объекты недвижимости, принадлежащие ЛО. На объекты зарегистрировано право, на землю — нет. Департамент организует проведение работ по формированию земельных участков, постановке их на государственный кадастровый учет и подготовке заявки на оформление права собственности Ленинградской области. К ним относятся участки, на которых расположены объекты здравоохранения, образования, ПТУ, ДРСУ и пр.

Еще одна задача, которой занимается департамент, — передача земельных участков, на которых расположены школы, детские сады и пр., из состава земель Министерства обороны (федеральная собственность) в муниципальную собственность. Сами объекты переданы, но земля под ними так и осталась у военных. Сейчас в Министерстве обороны РФ создано специальное подразделение — Департамент имущественных отношений. Решение принимает министр, документы готовятся в центральном аппарате. В общем, процесс небыстрый.

– По Ржевскому полигону какие-то решения будут приняты?

– Надеюсь, что будут, но когда, затрудняюсь сказать. И тем не менее вопрос нужно решать, поскольку на части территории полигона находятся и ДНП, и садоводства, в которых граждане уже зарегистрировали свое право на объекты недвижимости и земельные участки.

– И к какой же категории отнесены эти земли?

– Получился двойной учет. Эти участки числятся как земли сельхозназначения (ДНП, садоводства) и одновременно — как земли Минобороны. Похожая история с бывшими сельскими лесами. Их формально передали в лесной фонд. Но они по-прежнему числятся в землях сельхозназначения. Получается, что такие территории учитывают дважды — как земли лесного фонда и как земли сельскохозяйственного назначения.

– С федеральными структурами трудно работать?

– Смотря с кем. Вполне эффективно идет работа с федеральным фондом по содействию развитию жилищного строительства, который осуществляет подбор неиспользуемых земельных участков. Вот сейчас сформировали несколько участков в Белогорке, будем передавать их под строительство жилья. Решение правительственной комиссии есть, но торги пока не назначены: земельные участки необходимо включить в границы населенных пунктов.

До конца 2011 года действуют положения Градостроительного кодекса: пока еще возможно включение земель в границы населенного пункта без наличия градостроительной документации. Хотя все руководители и специалисты понимают, что такие решения следует принимать только при наличии хотя бы проектов генеральных планов поселений и схем территориального планирования районов.

– Районы успеют с подготовкой бумаг?

– В этом году мы рассмотрели 34 проекта генпланов поселений и 6 проектов территориальных схем муниципальных районов. Все-таки в области более 200 муниципальных образований. И в каждом нужно пройти определенную процедуру: от проведения тендера на выполнение таких работ до согласования в Минрегионе. Сейчас в конце года пошел наплыв проектов документов. Кончено, в такой серьезной работе могут быть недочеты и ошибки. Есть типовые. Например, в документах нередко нет баланса территорий по категориям земель, по формам собственности. Случается необоснованное включение в границы населенных пунктов земель лесного фонда, земель сельхозназначения. При разработке схем территориального планирования не учитываются генпланы, подготовленные поселениями…

Уже утверждены генпланы Выборгского и Сертоловского городских поселений, Сосновоборского городского округа, Низинского и Федоровского сельских поселений.

– Перевод земель в другую категорию по-прежнему популярен?

– У нас целый сектор занимается подготовкой и экспертизой документов для принятия распоряжений по переводу. Хотя темпы по переводу земельных участков из одной категории в другую немного ниже по сравнению с 2009-м. В этом году к нам поступило 230 обращений о переводе (в 2009 году — 425), по 132 участкам приняты распоряжения правительства ЛО. 28 участков включены в границы населенных пунктов…

– Основной поток — перевод «сельхозки» под жилье?

– В основном — да. Это подавляющая часть заявок. Как правило, включение земель в границы населенных пунктов происходит за счет земель сельхозназначения.

– Весной специалисты Минэкономразвития в рамках административной реформы вообще предлагали отказаться от деления земель на категории…

– Могу сказать одно: мы к этому еще не готовы, потому что неясно, что в этом случае делать со всем кадастровым учетом, с массой нормативно-правовых актов, регулирующих земельные отношения.

– А как вы относитесь к другой инициативе — к запрету на строительство жилья на сельхозземлях?

– Вообще-то жилье и должно быть в населенных пунктах. Там вся инфраструктура, социальные учреждения. Но ведь сегодня гражданин по закону может зарегистрироваться и в садоводстве, и уже есть прецеденты — регистрация по решению суда в садоводстве Гатчинского района.

На территории Ленинградской области есть садоводства, которые по размерам намного превосходят населенные пункты. Там стоят капитальные строения, в них можно жить круглогодично. Проблема в том, что для обеспечения этих поселений, которые сегодня не имеют статуса населенных пунктов, нужны большие ресурсы. 

– Развитие законодательства в сфере жилищного строительства предусматривает, что местные власти все делают, включая инфраструктуру, а потом приходит инвестор и строит жилье.

– Закон о бесплатном предоставлении земельных участков действует уже два года, но работы по его реализации в разных районах области идут очень разными темпами.

– Может быть, переход к рыночному налогообложению поможет — обеспечит приток средств в местные бюджеты?

– Чтобы это произошло, нужно все объекты недвижимости поставить на кадастровый учет. Но пока нет механизма, которые понуждали бы собственников вводить в эксплуатацию и включать в кадастр объекты, строительство которых (формально) не завершено…

– Кадастровой оценкой объектов недвижимости будет заниматься ФКЦ «Земля». Вам уже приходилось работать с этим предприятием. Уровень устраивает?

– Приходилось. Они делали кадастровую оценку земель населенных пунктов по Ленинградской области. Эта работа была одной из первых, по ней было достаточно много претензий, отчасти — обусловленных несовершенством методики. В качестве примера можно рассмотреть 7-ю группу УПКС (удельный показатель кадастровой стоимости), в которую включили коммерческую недвижимость и объекты социальной сферы.

если понравилась статья - поделитесь:

январь 2011