1802
0
Шаров Николай

Бумажные паруса

На территории яхтенного порта «Геркулес» в Лахте прошла региональная конференция «Яхтинг на Северо-Западе для отдыха и бизнеса».

Мероприятие организовали ОАО «Ленэкспо», Международный балтийский парусный центр, Российский союз туристической индустрии и яхтенный клуб «Геркулес».

В нем участвовали более 130 специалистов: руководители крупнейших яхт-клубов Петербурга и Ленинградской области, яхтенные капитаны, руководители морских общественных организаций, представители ФСБ и ФТС по Петербургу и Ленобласти, ГИМС МЧС РФ, пограничной службы, надзорных служб над маломерными судами, бизнеса, руководители муниципальных образований.

Участники встречи обсудили ключевые проблемы развития яхтинга в Северо-Западном регионе в 2011 году, выработали предложения по оптимизации межведомственных процедур при работе с маломерными судами, наметили пути развития водного туризма.

Конференцию открыл вице-президент Санкт-Петербургского парусного клуба Сергей Тимошков.

С докладом о порядке таможенного оформления, закупаемых за границей маломерных судов и судового оборудования выступил представитель Федеральной таможенной службы (ФТС) Михаил Нагирняк. Он сообщил, что итоговый таможенный сбор вырос с 30 до 40%.

Причем удорожание ввоза коснулось и юридических, и физических лиц. Разница лишь в перечнях представляемых документов. В очередной раз сработал стереотип: раз есть деньги на яхту, найдутся и на налоги.

Отвечая на вопросы, Михаил Нагирняк пояснил несколько спорных моментов, касающихся декларирования вывозимого и ввозимого оборудования для укомплектования яхт, порядка встречи иностранных яхт, прибывающих на соревнования или с гостевым визитом.

Конференция рекомендовала яхт-клубам, которые принимают иностранные яхты, создать комплект документов, полностью отвечающий нормативным требованиям пограничной, таможенной и портовых служб, чтобы свести к минимуму недоразумения и проволочки. Участники решили обратиться к администрациям морских портов Петербурга, Приморска, Выборга и Усть-Луги с просьбой внести соответствующие изменения до 1 мая 2011 года в Обязательные постановления по портам в части правил плавания маломерных судов с учетом современной практики. Проблема в том, что правила написаны опытными капитанами крупнотоннажных судов — без учета особенностей плавания на катерах, яхтах и лодках. Для маломерных судов их требования невыполнимы в принципе, и потому постоянно не соблюдаются.

С совместным сообщением о работе пунктов пропуска маломерных судов и порядке получения разрешений для плавания выступили представители пограничного управлени ФСБ по СПб и ЛО Сергей Гусев, Григорий Коляда и Дмитрий Карнаухов. Они коснулись маршрутов следования иностранных судов до места стоянки и оформления прибытия. Таких мест в Санкт-Петербурге всего три: пассажирский терминал Морской вокзал, Центральный речной яхт-клуб и Крестовский яхт-клуб. Кроме того, есть причал №1 в Выборге, где оформляют прибытие при пересечении границы в районе Выборга и острова Козлиный.

Выступающие коснулись также обеспечения связи с судами, комплекта представляемой документации и ответили на вопросы. Самой наболевшей оказалась проблема, с которой сталкиваются российские организаторы спортивных соревнований, в которых участвуют иностранные спортсмены: очень сложно, а иногда и невозможно за месяц (как положено) подавать заявку на участие. Дмитрий Карнаухов пояснил, что за месяц до соревнований организаторы могут отправить в соответствующую службу уведомление (на имя начальника пограничного управления Николая Козева) с указанием сроков и классов яхт. А судовую роль (основной судовой документ) можно подать непосредственно перед прибытием участников.

Некоторые вопросы (о порядке регистрации судов, обучения и прохождения испытаний для получения документов на право управления судном и т.п.), показали, что владельцы катеров и яхт плохо ориентируются в действующих нормативных документах. Поэтому вполне логично прозвучало предложение провести весной 2011 года обучающий семинар для яхтсменов-любителей.

С особым вниманием (что и понятно) участники выслушали сообщения о спасении людей и маломерных судов в Балтийском море (об этом говорил Леонид Белов, начальник МСКЦ СПб) и в прибрежных морских районах (Валерий Пекарев, директор ГУ «Поисково-спасательной службы СПб»). Российские спасательные службы тесно сотрудничают с пограничниками соседних стран. Разработана процедура допуска иностранных геликоптеров в воздушное пространство России при экстремальных ситуациях. У ПСС СПб есть 21 станция с собственной зоной ответственности, 11 из которых расположены по побережью Финского залива. Еще одна создается в районе яхт-клуба «Балтиец».

О роли яхтинга в экономике приморских городов рассказал Андрей Березкин, представитель Ассоциации крейсерско-гоночных яхт класса Л6. Он отметил, что самый распространенный тип судна в России — моторный катер длиной до 10 метров с подвесным двигателем.

Постепенно развиваются рынки новых и подержанных судов, на которых около 90% предложения составляют суда импортного производства.

Количество марин постепенно растет, в основном за счет частного бизнеса, но их размеры позволяют размещать только 100–150 судов.

О проблемах развития индивидуального международного яхтенного туризма в нашей стране рассказала Татьяна Быкова, представлитель Немецкого парусного союза в РФ. Низкая привлекательность Петербурга для яхтсменов объясняется, по мнению г-жи Быковой, неудобным (удаленным от границы) расположением пунктов таможенного контроля, длительной процедурой паспортного и таможенного контроля, плохим оборудованием причалов. Особое недоумение вызывают у иностранцев завышенные расценки для их яхт и необходимость оформления въездной визы.

Участники конференции пришли к выводу, что развитие яхтенного туризма невозможно без создания яхтенных портов и пунктов пропуска в Приморске и Усть-Луге, а также на форте Константин близ острова Котлин.

В перерывах между заседаниями были организованы «тайм-брейки», где обсуждались не менее важные вопросы и заводились полезные знакомства. Капитаны, судовладельцы и чиновники подтвердили полезность таких встреч и выразили готовность оказывать организаторам посильную помощь.

если понравилась статья - поделитесь:

январь 2011