1655
0
Дмитрий Синочкин

Асимметрия пространства

Модерн (франц. moderne — новейший, современный) — особый стиль. С одной стороны, он возник в противовес рационализму, с другой — стал подспорьем архитекторам, уставшим от эклектики. Во Франции его называют ар-нуво, в России — модерн, в Германии — югендштиль, в Австро-Венгрии — сецессион, в Италии — либерти, в Великобритании — модерн стайл, в США — стиль Тиффани и т.д.

Зародился он во второй половине XIX века, а окончательно сформировался к 1890-м годам.

Модерн — это прежде всего смелость, попытка вырваться из привычного круга, использовать необычное, превратить скучные объемы в фантастичную асимметрию пространства.

Формы окон, дверей, лестниц становятся чрезвычайно разнообразными, с тщательно выверенными индивидуальными чертами. Вообще, индивидуальностью и выверенностью линий в модерне обладает все: от решетки ограды до особой прорисовки меандра. Главное действующее лицо — линия. Ни в коем случае не прямая, а «прихотливая», изящная, росчерком.

Особое внимание уделяется декоративному убранству. Оно мягкое, с удивительными текучими формами, плавными изгибами и витыми линиями.

Основная черта модерна — выраженная аритмия фасадов, цветов и материалов. Узорная поливная керамическая облицовка легко сочетается с кованым чугуном декоративных элементов, огромные окна — с небольшими витражными окошками. К окнам у модерна подход особый. Здесь и тщательное внимание к оформлению оконных проемов, и специфические рисунки расстекловки, и витражи с бионическими природными формами (в основном цветами: ирисами, маками, лилиями).

Цвета раннего модерна в отличие от форм сдержанные, спокойные: зеленый, лиловый, розовый, серый.

Свое развитие модерн получил с выделением национально-романтической ветви. Нам хорошо известен северный модерн петербургских дач, а ведь были еще модерн московский, рижский, провинциальный. В Европе различали модерн венский, берлинский, парижский.

если понравилась статья - поделитесь:

январь 2011