1446
0
Дмитрий Синочкин

Спад: все спят...

После непродолжительного бодрствования загородный рынок погружается в сон. Цены стабильны, новых проектов почти нет, количество сделок вновь пошло на убыль. Деньги, заработанные компаниями во время осенней активизации продаж, позволят фирмам продержаться на плаву еще какое-то время.

В ноябре число сделок на коттеджном рынке сократилось вдвое: в 25 загородных комплексах, участвующих в информационном обмене, подписано лишь десять контрактов. Это один из самых низких показателей с начала года. Столько же сделок застройщики заключали в «мертвый» сезон — в июле.

Зато средняя цена договора в ноябре значительно увеличилась: граждане приобрели несколько весьма дорогих объектов. В октябре средняя цена покупки составляла всего 1,87 млн рублей, в ноябре эта сумма выросла до 7 млн. Участки по-прежнему продавались недорогие — по 1,5–2 млн рублей. Однако в списке сделок фигурируют три крупных контракта: коттедж за 13 млн рублей и два трехсотметровых особняка по 20 млн рублей. Соответственно и общая выручка участников информационного обмена выросла до 69,7 млн рублей. (В октябре — 50,6 млн рублей.)

В 18 загородных поселках за месяц не было продано ни одного объекта, хотя в информационном обмене участвуют отнюдь не проблемные малоэтажные комплексы. По оценкам экспертов, в среднем по рынку ситуация еще более удручающая.

Впрочем, ноябрьские результаты не стали неожиданностью: девелоперы загодя морально готовились к суровой зиме. Напомним, большинство участников рынка прогнозировали, что с ноября продажи на загородной «первичке» будут единичными. Возможно, до марта.

Некоторые застройщики объясняют низкую активность покупателей выжидательной позицией граждан: те ждут, что цены еще упадут. Однако вряд ли снижение цен поможет застройщикам выйти на прежний уровень продаж. Напомним, период массового официального и скрытого (подарки, скидки) снижения цен на загородном рынке продолжался с января по май. Еще весной девелоперы были уверены, что стоит им существенно опустить ценовую планку, продажи пойдут. Поэтому они предлагали гигантские скидки (до 40% от суммы договора), в подарок сулили чистовую отделку и ландшафтный дизайн, автомобили и яхты, бани и участки, гостевые дома и даже коттеджи. Однако такие предложения к активным продажам не приводили.

Летом энтузиазм девелоперов заметно угас. Рынок убедил застройщиков, что подобные меры не дают ожидаемого результата.

Тем не менее перед Новым годом на рынке вновь появились скидки, акции и подарки. «На докризисном активном рынке в конце декабря было много сделок, в том числе и крупных. Их совершали топ-менеджеры, получившие годовые премии, или собственники, заработав хорошую прибыль. В этом году таких сделок почти не будет», — полагает Светлана Невелева, советник руководителя группы компаний «Стинком».

Правда, и обещания застройщиков куда более скромны, чем год назад, — что называется, чем богаты. Так, в одном коттеджном поселке девелопер подарит (!) покупателям  свидетельство о праве собственности на землю. В другом загородном комплексе пытаются подхлестнуть интерес к участкам без подряда утверждениями, что, мол, после Нового года будут продавать только наделы с обязательством заказать дом у застройщика. Компании по-прежнему готовы идти на уступки при единовременной оплате, но сегодня они согласны подвинуться лишь на 10–15%, в начале года эти же фирмы шли на дисконт в 20–37% (подобное предложение еще сохранилось в проектах компании «Особняк»). Заметим, что с начала года застройщики уже заметно снизили цены предложения, возможности дальнейшего сокращения минимальны. И только немногие компании сегодня решаются на «широкий жест»: подарить покупателю поездку в любую точку мира или ландшафтный дизайн, как это обещает сделать компания Parabola Group, либо золотые изделия (так намерена поступить инвестиционно-строительная компания «Грантика»).

По нашим наблюдениям, цены на загородном рынке не снижаются. Правда, есть несколько застройщиков, которые официально уменьшили цену лотов на 20–40%. Например, с 25%-м дисконтом можно приобрести таун-хауз в комплексе «Рай в шалаше», или дом в поселке «Австрийская деревня», или надел в «Ладожском просторе». Дешевле на 37% можно купить участки в поселке «Озерный кот». По мнению аналитиков, вероятно, эти компании держали цены весь год и упустили своего покупателя. Активизировать продажи сегодня им вряд удастся, даже если они пойдут на еще более радикальные уступки.

Анна Терентьева

если понравилась статья - поделитесь:

январь 2010